Вопрос 1. Место и роль научных исследований в профессиональной деятельности
Основная цель научного исследования - выработка новых научных знаний. Исследование — это вид деятельности человека, состоящий в: а) распознавании проблем и ситуаций; б) определении их происхождения; в) выявлении свойств, содержания, закономерностей поведения и развития; г) установлении места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний; д) нахождении путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения. итоги научных исследований являются важнейшими составляющими производительных сил, их роль в деятельности человека в настоящее время нельзя переоценить. Результаты научных исследований освобождают человека от неинтересов, тяжелого труда, позволяют заниматься творческой работой (что заложено в нас еще природой).Развитие наук в настоящее время идет все более и более по прагматичному пути, что существенно повышает практическую роль исследований в деятельности человека. Сейчас настало время широкого использования достижений самых различных научных отраслей знаний, которые были получены при дифференцированном развитии наук. Это в свою очередь приводит к интеграции научных дисциплин, обусловившей возникновение таких наук, как теория систем, теория управления. Процессы дифференциации и интеграции наук и объективная необходимость внедрения в реальную действительность достижений науки наиболее ярко отражают научную и практическую роль исследований в деятельности человека. В совокупности результаты исследований оказывают сильное влияние на всю цивилизацию. исследование наука практическая деятельность.
О научном исследовании. Научное исследование - это изучение закономерностей развития явлений объективного мира и их объяснение.
Исследование может быть теоретическим или экспериментальным.
Научная абстракция – это общий метод теоретического исследования.
В приложении к технике теоретическое исследование заключается в анализе и синтезе закономерностей и открытии новых закономерностей при помощи математического аппарата. Используя известные математические выражения законов природы, устанавливают и объясняют новые объективные закономерности путем логического развития, принятия новых предпосылок и допущений.
Теоретическое исследование обладает свойствами всеобщности (для данной группы явлений или их развития в определенных пределах). Оно не требует больших затрат труда и средств. При достаточной надежности исследования его результаты действительны в течение длительного времени.
Правильность теоретического исследования и его надежность (с точки зрения соответствия закономерностям объективного мира) зависят от правильности предпосылок, допущений и логического развития.
Изучаемые явления настолько многообразны и сложны, что часто трудно, а порою и невозможно получить точное теоретическое решение, поэтому результаты расчетов становятся ненадежными. В ряде случаев только эксперимент (научно поставленный опыт) является единственным надежным способом решения поставленной задачи.
Роль экспериментальных исследований в развитии науки огромна. Они дают исходные данные для дальнейшего развития существующей теории или построения новой и помогают контролировать жизненность теоретических выводов. В этом смысле опыт - процесс изменения природы человеком, основа познания и критерий истины; человек может познавать природу, лишь воздействуя на нее.
Опытное решение - основа экспериментального исследования; оно (решение) всегда конкретно и точно (в пределах, обусловленных применяемой методикой), но вместе с тем не имеет характера всеобщности и в некоторых случаях громоздко и трудоемко.
В большинстве случаев в области техники нельзя обосабливаться теоретические и экспериментальные исследования, так как в основе теоретического исследования лежит опыт, а обобщение опытных данных развивает теорию. Исследование, состоящее из экспериментальной и теоретической частей, называется комплексным. Обычно под экспериментальным исследованием подразумевается комплексное.
По организации исследования разделяются на лабораторные, полевые (заводские) и лабораторно-полевые (лабораторно-заводские).
В начале любого исследования надо определить цель и выбрать предмет исследования.
Определив цель и выбрав предмет исследования, исполнитель должен полностью изучить материалы исследований, проведенных ранее в этом же направлении, и критически проанализировать их. Этот этап, иногда довольно обширный, исключает поспешные выводы, неправильные заключения и повторение уже сделанного.
Следующий этап - составление рабочей гипотезы исследования (предположения о вероятном развитии явления), которая в наибольшей степени устраняет из исследования случайные поиски решения, определяет направление исследования и его границы.
Общим методом (путем, способом, приемами) любого исследования, как процесса познания окружающего нас мира, является материалистическая диалектика. Не зная диалектического метода, трудно проникнуть в сущность явления и использовать изучаемые закономерности.
Приемы исследования зависят от его цели, применяемых средств и особенностей других условий, в которых оно должно проводиться. В каждой науке эти приемы имеют общие черты, что позволяет применять общую методику экспериментального исследования. Любое исследование должно быть планомерным по своей сущности и проводиться по определенной методике.
Итак, прежде чем начать экспериментальное исследование, необходимо:
определить цель и выбрать предмет исследования;
освоить накопленные знания и критически проанализировать их;
наметить рабочую гипотезу;
составить методику и план исследования.
Цель и предмет исследования. Предмет (тема) исследования во многом определяется целью, но все же к нему предъявляют и особые требования.
Во-первых, предмет исследования должен быть типичным, то есть характерным, для сущности исследования.
При исследовании свойств почвы, например, выбирают почву, типичную для данного района. Сравнительные испытания машин нельзя проводить, если одна машина новая, а другая изношена. Для исследования эксплуатационных свойств нет смысла брать явно устаревшие, снятые с производства машины и т. д.
Во-вторых, предмет исследования должен быть строго определенным, не расплывчатым. Глубина и тщательность разработки экспериментальной темы определяет качество исследования.
В-третьих, чтобы исследование могло быть выполнено, его тема должна соответствовать материальной базе.
В-четвертых, каждое исследование должно содержать экономическую часть.