Перейти к основному содержанию
ЭИОС ПГАУ
  • В начало
  • Дополнительно
Русский ‎(ru)‎
Русский ‎(ru)‎ English ‎(en)‎
Вы используете гостевой доступ
Вход
ЭИОС ПГАУ
В начало
Развернуть всё Свернуть всё
  1. Личный кабинет
  2. 2025-2026 Социология о/о эконом.безопасность 2 курс
  3. Тестирование
  4. Тема Социальные организации

Тема Социальные организации

Требуемые условия завершения

СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

 1.    Понятие «организация»: значения и смыслы

2.    Элементы организации. Типология

3.    Организация и бюрократия

 Основные понятия: организация, формализация, иерархия, структура, бюрократия, олигархия.

 1.    Понятие «организация»: значения и смыслы

В повседневной жизни мы часто используем понятие «организация», однако вкладываем в него разные значения.

Во-первых, организация понимается как специфический вид деятельности по налаживанию устойчивых связей и координации усилий отдельных членов социальной группы. Во-вторых, организация часто понимается как свойство какого-либо объекта иметь упорядоченную структуру. Это означает, что связи между элементами, составляющими объект, упорядочены. В-третьих, под организацией понимается искусственное образование институционального характера, выполняющее определенную общественную функцию. Университет с этой точки зрения представляет собой организацию, члены которой участвуют в выполнении функции накопления и передачи знаний от поколения к поколению.

Все перечисленные значения термина «организация» нашли отражение и в социологической науке, которая рассматривает ее как рациональную систему или систему, направленную на достижение цели.

Анализируя все определения организации, можно выделить ряд основных признаков этого социального образования.

Во-первых, организация — это социальная группа, ориентированная на достижение взаимосвязанных и специфичных целей. А это означает, что действия ее членов скоординированы для достижения общего результата. Во-вторых, организация представляет собой социальную систему, т.е. совокупность людей, имеющих сходные черты, и отношений, возникших между ними в ходе взаимодействия. В-третьих, структура социальных организаций всегда представляет собой иерархию. В-четвертых, организации — это такие группы, которым свойственна высокая степень формализации. Их внутренняя структура формализована в том смысле, что правила, регламенты, распорядок охватывают практически всю сферу поведения ее членов. В-пятых, организация всегда имеет программу деятельности. В-шестых, организация позволяет идентифицировать ее членов на принадлежащих и не принадлежащих к ней, т.е. обладает таким признаком, как фиксированное членство. В-седьмых, организация обладает коллективной идентичностью — имеет название, которое признано всеми ее членами и обществом.

Примерами социальных организаций служат семья, политическая партия, преступная группа, банк, симфонический оркестр, футбольная команда, клуб по интересам. К социальным организациям не относятся расы и этнические группы (у них нет программы и упорядоченного взаимодействия), социальные классы (нет четко выраженной коллективной идентичности, списка членов).

Итак, социальная организация представляет собой социальную группу, ориентированную на достижение взаимосвязанных целей на основе формирования высокоформализованных структур, которые включают иерархию управления, программу действий и фиксирование участников.

2. Элементы организации

Организации отличаются высокой степенью многомерности и неопределенности строения и функционирования. Они относятся к числу сверхсложных систем. Их сложность может превышать возможности управления и контроля организационных процессов. Поэтому анализ социальных организаций следует начинать с моделирования процессов и структур, из которых они состоят.

Основными элементами организации, влияющими на качество ее функционирования, являются: 1) структура; 2) цели; 3) участники; 4) технология; 5) внешнее окружение. Рассмотрим подробнее элементы этой модели. Социальная структура является центральным элементом любой организации. Внутри любой организационной системы выделяют формальную и неформальную структуру отношений. Социальные статусы (или позиции) и связанные с ними роли (т.е. функции) в любой организации всегда сохраняются, независимо от личных качеств индивида, который эту позицию занимает.

Цели, как видно из определения, также являются важнейшей составляющей организации, гак как ради их достижения осуществляется вся деятельность данного социального образования. Организация, не имеющая цели, бессмысленна и быстро распадается. Таким образом, наличие цели является толчком для создана организации, а также необходимым условием ее функционирования. Ученые выделяют три вида организационных целей, которые тесно взаимосвязаны между собой: цели-задания, цели-ориентации, цели-системы. Рассмотрите их подробнее.

Еще одной важной составляющей организации являются ее члены. Каждый из них должен обладать определенным набором качеств и навыков, которые позволят ему занимать определенную статусную позицию в структуре организации. Чем больше качества участника соответствуют занимаемой им должности, тем более эффективной является деятельность всей организации.

Организация с точки зрения технологии — это место, где энергия участников применяется для преобразования материалов или информации. То есть технология включает и физические объекты, необходимые организации для успешного функционирования (станки, аппаратура, рабочие места и т.д.), и методы изготовления продукции, и процесс принятия решений, и влияние социальной структуры на организационные механизмы.

Внешнее окружение. Каждая организация существует в особом физическом, технологическом, культурном и социальном окружении. Она должна адаптироваться к нему и сосуществовать с ним. Нет организаций полностью закрытых, самодостаточных. Все они, чтобы существовать, должны взаимодействовать с окружающим миром. К основным факторам, которые влияют на организацию в большей степени, относятся: 1) государство и политическая система; 2) рынок (конкуренты); 3) тип экономической системы; 4) социальные и культурные факторы; 5) технология из внешнего окружения (профессии, модели поведения в тех или иных ситуациях разрабатываются не самой организацией, а привносятся извне).

Итак, основными элементами любой организации являются ее структура, цели, участники, технологии организационного процесса, а также внешнее окружение.

Социологическая наука предлагает различные типологии организаций. В основу одной из них положены три признака: 1) степень формализации отношений в организации, 2) подвижность цели и 3) степень влияния членов на результаты ее деятельности.

В соответствии с этими признаками выделяют три типа организаций: административные; общественные; ассоциативные.

Административные (или деловые) организации характеризуются следующими признаками: жестко заданной структурой и высокой степенью формализации отношений; целями, которые устанавливаются извне, а не вырабатываются самой организацией; ограниченными возможностями для участников влиять на процесс принятия решений в организации. Примерами здесь могут служить министерства, военные ведомства, предприятия, учреждения и т.п.

Общественные (или союзные) организации — это организации, в которых: цели более подвижны по сравнению с административными объединениями; структуры и взаимодействия менее формализованы; участники имеют возможности влиять на конечные цели организации; члены организации вступают в нее добровольно. Профсоюзы, политические партии, клубы по интересам и т.д. —все это общественные организации.

Для ассоциативных организаций характерны свои особенности: степень формализации отношений в таких объединениях минимальна; структуры подвижны; цели не декларируются, а вырабатываются самой организацией; влияние индивидов на процессы принятия решений достаточно велико. Примеры организаций данного типа — семья, дружеская компания и т.п.

Кроме того, организации в социологии подразделяются на формальные и неформальные. В формальной организации в отношениях между ее участниками доминирует система узаконенных безличных требований и стандартов поведения, которые формально заданы и жестко закреплены. Неформальная организация представляет собой совокупность индивидов, малых групп и отношений между ними и строится на принципах саморегуляции. Здесь в большей степени учитываются личные особенности и качества работника, нет жестко закрепленных безличных стандартов, в числе регуляторов поведения превалируют групповые нормы.

Итак, организация — это разновидность социальных групп, в которых социальные действия индивидов направлены прежде всего на достижение цели, а отношения между ними регулируются более или менее жесткими правилами, которые устанавливаются либо ее участниками (в случае неформальной организации), либо извне (в формальной организации).

3. Организация и бюрократия

До тех пор пока организация немногочисленна и имеет простую структуру, она может нормально функционировать на основе прямых взаимодействий между ее членами. Однако если своих целей хочет добиться большая и сложная организация, то она непременно должна устанавливать формальные управленческие правила и процедуры. Она может эффективно работать лишь тогда, когда стандартизирует и рутинизирует многие из своих операций. Это требование удовлетворяется бюрократией – социальной структурой, которая представляет собой иерархию статусов и ролей, предписываемых ясными правилами и процедурами, и базируется на разделении функций и полномочий.

Термин «бюрократия» происходит от двух корней: франц. bureau (стол, канцелярия) и греч. kratos (власть, господство) и дословно означает «власть стола», т.е. чиновников. Социологи используют этот термин в нейтральном смысле, который сильно отличается от обыденных значений. В нашей повседневной жизни бюрократами мы обычно называем людей бездушных, увиливающих от ответственности за принятие важных для нас решений, ставящих формальное исполнение инструкций выше интересов живых людей. Однако в научном смысле все значительно сложнее.

Классическая концепция бюрократии была разработана М. Вебером. Анализируя европейское общество в эпоху становления зрелого капитализма (начало XX в.), он был впечатлен способностью бюрократии рационализировать и контролировать процесс, в ходе которого люди коллективно преследуют свои цели. М. Вебер считал, что потребность массового управления делает бюрократию неотъемлемой чертой современной организационной жизни. Он рассматривал бюрократию как идеальный тип. Как уже отмечалось, идеальный тип — это абстрактная модель, конструируемая социологом для описания важнейших повторяющихся признаков того или иного феномена. Проанализировав множество разных организаций в различных сферах жизни (бизнес, политика, религия и т.д.), М. Вебер выделил несколько «идеально-типических» характеристик бюрократии. Выясните эти характеристики и рассмотрите их подробнее.

 


Эта лекция ещё не готова к использованию.
Служба поддержки сайта
Вы используете гостевой доступ (Вход)
На платформе Moodle