Перейти к основному содержанию
ЭИОС ПГАУ
  • В начало
  • Дополнительно
Русский ‎(ru)‎
Русский ‎(ru)‎ English ‎(en)‎
Вы используете гостевой доступ
Вход
ЭИОС ПГАУ
В начало
Развернуть всё Свернуть всё
  1. Личный кабинет
  2. 2025-2026 Социология о/о эконом.безопасность 2 курс
  3. Тестирование
  4. Тема Социальные институты

Тема Социальные институты

Требуемые условия завершения

 1.    Понятие «социальный институт»

2.    Процесс институционализации

3.    Виды и признаки социальных институтов

4.    Функции социальных институтов

 Основные понятия: социальный институт, институционализация, кодексы поведения, идеология.

 1.    Понятие «социальный институт»

Наряду с социальными общностями и группами в качестве важнейших компонентов социальной структуры общества выступают социальные институты. Именно они выполняют важные функции по поддержанию устойчивости и стабильности общественной системы. Социальные группы и общности являются источником самодвижения общества, но само его развитие возможно только через институциональный механизм социальных институтов и организаций. В социальных группах люди посредством взаимодействий удовлетворяют разнообразные потребности, решают свои жизненные проблемы. Социальные институты призваны удовлетворять конкретные и особо важные потребности людей (как личные, так и общественные).

В нашей повседневной жизни под институтами общества мы понимаем разные социальные единицы: учебные или научные учреждения, крупные целевые организации и т.д. Сегодня термин «институт» имеет несколько различающихся по смыслу значений. В европейские языки он пришел из латинского, где institutum означает установление, учреждение, устройство, однако со временем он приобрел два разных значения — узкое техническое (название специализированных научных и учебных заведений) и широкое социальное: совокупность норм, регулирующих определенную сферу общественной жизни. В этом последнем смысле мы говорим, например, об институтах брака и семьи, частной собственности, наследования, торговли и т.д.

В «Философском энциклопедическом словаре» приводится следующее определение: «Институт — это совокупность норм и их культурных образцов, определяющих устойчивые формы социального поведения, и система поведения в соответствии с этими нормами».

В словаре «Современная западная социология» под социальным институтом понимается «устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему социальных ролей и статусов, образующих социальную систему».

Г.В. Осипов определяет социальный институт как «организацию социальной деятельности и социальных отношений, осуществляемую посредством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения, возникновение и группировка которых в систему обусловлены содержанием конкретной, решаемой социальным институтом задачи».

Таким образом, можно сказать, что социальные институты представляют собой:

1. исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей;

2. систему связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры и удовлетворяет основные потребности общества.

В этом определении под общественными ценностями понимаются идеи и цели, разделяемые членами института, под системой социальных связей — их роли и статусы, а под общественными процедурами — стандартные образцы поведения.

Так, институт семьи включает в себя совокупность общественных ценностей (любовь, отношение к детям, семейная жизнь), общественные процедуры (забота о воспитании детей, семейные правила и обязательства), а также систему статусов и ролей (статус и роли мужа, жены, ребенка, свекрови, тещи и т.д.).

Любой социальный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность. Существование института окажется бессмысленным, если такая потребность становится незначительной. В результате жизнь такого института довольно быстро прекращается, так, например, произошло с институтом дворянской дуэли.

Вместе с тем есть необходимые институты, вызванные к жизни непреходящими потребностями. Это институты семейные, политические, экономические, образовательные, религиозные. Кроме того, поскольку ценности и процедуры научной жизни стали достаточно важными и высоко стандартизированными, к основным можно было бы причислить и институт науки. Многие виды деятельности, включая социальную помощь и медицину, тоже начинают определяться жестко установленными образцами и нормами поведения, обладают системой статусов и ролей и по этой причине могут быть отнесены к основным институтам.

Итак, институт определяется в конечном счете потребностями людей. Хотя он сам формирует взаимосвязи и нормы, есть люди, между которыми осуществляются эти взаимосвязи и которые используют нормы на практике. Социальные институты находят свое практическое применение в деятельности конкретных групп. Именно сами люди с помощью институциональных норм организуют себя в группы и ассоциации. Поэтому в каждый институт входит множество групп и ассоциаций, определяющих институциональное поведение. Например, институт семьи — это совокупность определенных связей, норм и ролей, которые на практике проявляются в деятельности отдельных семей, т.е. малых групп. Институт образования реализует свои функции через коллективы школ и других учебных заведений, т.е. через социальные группы. Следовательно, институты и социальные группы взаимосвязаны и неотделимы друг от друга.

Вместе с тем, несмотря на эту взаимосвязь, социальные институты и группы не тождественны между собой. Социальные группы — это объединения индивидов, в то время как социальные институты — совокупность социальных норм, правил, регулирующих поведение индивидов в определенной сфере деятельности.

Социальный институт — это своеобразная форма человеческой деятельности, основанная на четко разработанной идеологии, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их выполнением. Реализация социальными институтами любых значимых для социальной системы функций обеспечивается тем, что внутри каждого института существует целостная система стандартизированных образцов поведения, а также ценностно-нормативная структура с соответствующими ей социальными статусами и ролями. С этой точки зрения, социальный институт выступает как исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей. Социальный институт — это устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, регулирующий различные сферы человеческой деятельности и организующий их в систему социальных ролей и статусов. Институциональная деятельность осуществляется людьми, организованными в группы или ассоциации, где проведено разделение на статусы и роли в соответствии с потребностями данной группы. Институты, таким образом, поддерживают социальные структуры и порядок в обществе.

2. Процесс институционализации

В становлении и развитии социальной системы важная роль принадлежит процессу формирования различных типов социальных институтов.

Рассмотрим, каким образом происходит процесс институционализации. Социальные институты формируются исторически. Определяющим условием их появления выступает соответствующая социальная потребность, для удовлетворения которой необходима та или иная форма активности, совместной деятельности индивидов. Люди в социальных группах пытаются реализовать свои потребности сообща и ищут для этого разные способы. В ходе общественной практики они находят приемлемые шаблоны поведения, которые постепенно через повторения и оценку превращаются в стандартизированные обычаи и привычки. Спустя некоторое время эти шаблоны поведения поддерживаются общественным мнением, принимаются и узакониваются. На этой основе разрабатывается система санкций. Например, банк, как элемент института бизнеса, развивался для удовлетворения потребности в накоплении, перемещении, займах и откладывании денег и в результате превратился в самостоятельный социальный институт.

Исходя из этого, институционализация представляет собой процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей и приведение их в систему. Институционализа-ция — это замена спонтанного поведения на предсказуемое поведение, которое ожидается, регулируется и моделируется.

Каким образом происходит институционализация, например, общественного движения? На предынституциональном этапе оно, как правило, характеризуется спонтанными протестами и выступлениями, беспорядочным поведением. Каждое собрание на этой стадии сопровождается непредсказуемой последовательностью эмоциональных действий. Человек в этой ситуации не может прогнозировать дальнейший ход событий.

При появлении институциональных моментов в общественном движении начинается:

Формирование определенных правил и норм поведения, разделяемых большинством его последователей. Назначается место сбора, определяется регламент выступлений и т.д.

Эти нормы и правила постепенно принимаются и становятся привычными. Одновременно начинает складываться система статусов и ролей.

Появляются устойчивые лидеры, которые признаются официально, согласно принятому порядку. Каждый участник движения обладает определенным статусом и выполняет соответствующую роль: он может быть агитатором, идеологом и т.д.

Под воздействием определенных норм поведение каждого участника становится предсказуемым. Появляются предпосылки для совместных организованных действий. В итоге общественное движение институционализируется.

Таким образом, процесс институционализации, т.е. образования социального института, складывается из нескольких этапов.

1. Возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий.

2. Формирование общих целей.

3. Появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия.

4. Появление процедур, связанных с нормами и правилами.

5. Институционализация норм и правил, т.е. их принятие, практическое применение.

6. Установление системы санкций для поддерживания норм и правил, дифференцируемость их применения в отдельных случаях.

7. Создание системы статусов и ролей, охватывающих всех членов института.

Итогом процесса институционализации можно считать создание четкой статусно-ролевой структуры, одобренной большинством участников этого процесса. Ведь необходимым условием успешного функционирования института является выполнение индивидами своих социальных ролей, что основано на осуществлении ожидаемых действий и соблюдении институциональных норм поведения. Поэтому институты выступают как нормативные комплексы, посредством которых направляются действия людей в таких важных сферах, как экономика, политика, культура, семья. Без социальных институтов ни одно современное общество существовать не может.

Развитие социальных институтов происходит в двух направлениях: либо возникновение новых институтов, либо совершенствование уже сложившихся. При этом совершенствование может происходить как через внутреннюю дифференциацию (т.е. более четкую и конкретную регламентацию с учетом специфики данного вида деятельности), так и посредством перерегуляции институциональных связей (т.е. кардинальное изменение принципов регуляции).

Зрелость общества определяется многообразием социальных институтов, их развитостью, способностью надежно, устойчиво и профессионально удовлетворять многообразные потребности индивидов и общностей. Общество — это система социальных институтов, которые находятся в постоянном процессе обновления.

3. Виды и признаки социальных институтов

Социальные институты — это специфические, относительно самостоятельные механизмы социальной регуляции, которые осуществляют контроль за поведением людей посредством применения различных способов внушения, убеждения, воспитания, а также разнообразных форм принуждения и давления.

Разнообразие социальных институтов определяется дифференциацией социальной деятельности на различные виды: экономическую, политическую, культурную и т.д. В зависимости от содержания и предмета регулирования социальные институты можно классифицировать следующим образом.

Экономические институты. Это наиболее устойчивые институты со строгой регламентацией социальных связей в сфере хозяйственной деятельности. К ним относятся различные предприятия, организации сферы потребления и услуг, финансовые учреждения и т.д. Они выполняют целый ряд функций: распределение индивидов в системе отношений собственности и общественной организации труда; контроль за распределением благ и услуг, регулирование денежного обращения и товарной массы; осуществление дифференцированного вознаграждения индивидов в соответствии с количеством и качеством их труда; накопление, распределение и перераспределение материальных благ; ранжирование социальных организаций и профессионально-статусных групп по способу и качеству потребления, по типам образа жизни.

Политические институты. Они связаны с установлением, исполнением и поддержанием власти, доминирующей в обществе. К ним относятся: государство, армия, политические партии, административные органы и т.д. Эти институты выполняют следующие функции: обеспечивают воспроизводство, стабильность и регулирование политической деятельности в обществе, сохранение идентичности политической общности, несмотря на смену ее состава; усиливают социальные связи и внутригрупповую сплоченность, стабилизируют доминирующие в обществе социально-классовые структуры; обеспечивают включение индивидов в политическую систему общества через конкретную организацию и доведение до населения господствующих идеологических ценностей; контролируют политическое поведение членов общества.

Социокультурные и воспитательные институты. Они ставят своей целью: освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей; социализацию личности через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения; включение индивидов в определенную субкультуру; защиту общепринятых ценностей и норм.

Организационно-управленческие институты. Они осуществляют процесс управления, планирования, контроля за оптимальным ходом социального взаимодействия и выполняют следующие функции: регулирование повседневных контактов, разнообразных актов группового и межгруппового поведения; формирование и воспроизводство устойчивых стереотипов поведения, обеспечение порядка взаимодействий в обществе; регламентация методов передачи информации, приветствия, обращения, а также способов проведения различных собраний и заседаний; поддержка на необходимом уровне целостности структуры взаимодействий индивидов.

Нормативно-ориентирующие институты. Это механизмы морально-этической ориентации и регулирования поведения. Их цель — придать поведению и мотивации нравственную аргументацию, этическую основу. Они утверждают общечеловеческие ценности и этику поведения людей в обществе.

Нормативно-санкционирующие институты. Осуществляют регулирование поведения индивидов на основе норм, правил и предписаний, закрепленных в юридических и административных актах. Гарантом их выполнения является государство и его представительные органы. Правовые нормы обязательны для исполнения, в соответствии с ними формируются разнообразные модели правового поведения, отвечающие ведомственным и государственным интересам. Обязательность этих норм обеспечивается принудительной силой государства и системой соответствующих санкций.

По форме организации социальные институты можно классифицировать на формальные и неформальные.

Деятельность формальных институтов основана на строго установленных предписаниях (права, устав, должностные инструкции). Взаимодействие между субъектами осуществляется на основе формально оговоренных правил, законов. Например, государство, школа, здравоохранение, суд и пр. Формальные институты осуществляют управление на основе строго установленных санкций (поощрения или административного и уголовного наказания).

Для неформальных институтов характерно отсутствие четко определенных и закрепленных в законодательных актах и нормативных документах предписаний, касающихся функций, средств и методов деятельности. Социальный контроль в таких институтах осуществляется при помощи традиций, обычаев, норм, зафиксированных в общественном мнении, а также на основе неформальных санкций (порицания, неодобрения). Такие социальные институты основаны на тесных межличностных связях, взаимных симпатиях, непосредственном общении, общности стремлений, чувств, интересов. Рассмотрим, например, институт дружбы. Дружба это обязательное, устойчивое явление в жизни людей. В ней существует достаточно жесткая регламентация отношений, обида или ссора может быть своеобразным видом социального контроля. У дружбы, как и у всех социальных институтов, есть свои ресурсы (доверие, симпатия), но нет учреждений. Дружба имеет четкие отличия от любви, родственных отношений, отношений с коллегами.

Каждый социальный институт имеет как внешние признаки, так и содержательную внутреннюю сторону. Внешне он выглядит как совокупность лиц, учреждений, располагающих определенными материальными средствами и осуществляющих ту или иную социальную функцию. Вместе с тем есть определенные черты и признаки, которые характерны для всех социальных институтов. Можно выделить пять групп признаков, присущих всем социальным институтам.

1. Установки и образцы поведения.

2. Символические культурные признаки.

3. Утилитарные культурные черты.

4. Устный и письменный кодекс.

5. Идеология.

Некоторые институты могут не обладать полным набором всех признаков. Это значит, что институт несовершенен, полностью не развился или находится в упадке.

Рассмотрим более подробно следующие признаки социальных институтов.

Культурные символы (или символические культурные черты). Все институты стремятся к приобретению символов, которые в предельно концентрированной форме создают представления об институте. Так, для государства это может быть герб или флаг, для семьи — обручальное кольцо. Образ промышленного объединения в концентрированной форме можно представить из его названия или торговой марки (фирменного знака). Музыка также может стать символикой. Национальные мелодии, государственный гимн, свадебный марш используются в целях формирования образа института. Символами могут быть также здания. Например, для института религии — храм, для образования — школа. Таким образом, культурным символом института может быть любой материальный и нематериальный элемент культуры, выражающий в наиболее концентрированном виде основные специфические черты данного института, складывающиеся в его целостный образ.

Кодексы поведения (устный и письменный). Люди, вовлеченные в деятельность института, должны принимать соответствующие, предназначенные им роли. Система этих ролей чаще всего выражается в формальных кодексах, таких, как присяга на верность государству или клятва Гиппократа. Эти кодексы поддерживают институционально закрепляемые роли и являются важной частью социального контроля.

Формальный кодекс поведения производит значительное внешнее впечатление, но не гарантирует должного исполнения ролей. При оценке степени влияния того или иного кодекса важно знать, что его принятие в значительно большей степени гарантирует его соблюдение, чем самостоятельное формирование установок на ту или иную форму поведения. Но если кодекс правил и норм придуман искусственно, оторван от реальной жизни, го он практически не будет выполняться. Не будет выполняться институциональный кодекс и в том случае, если не существует быстрого и неотвратимого наказания за его нарушение. Формальный кодекс — это лишь часть общего поведения, создающего роль. В отдельных ролях (солдата, родителя, профессора и т.д.) существуют также нормы поведения, сущность которых составляет тщательно разработанный комплекс традиций, отобранных в результате длительного опыта и наблюдения за использованием данной роли. Дети, которые никогда не жили в гармоничной семье, вероятно, с трудом будут представлять себе истинную роль родителей, мужа или жены. Они не имеют достаточных возможностей для изучения этих ролей, чтобы успешно выполнять их впоследствии. Во всех институтах роли будут успешно выполняться только теми, кто обучен необходимым ролевым установкам и ролевому поведению.

Идеология. Идеологию можно охарактеризовать как систему идей, санкционирующих совокупность норм. Опираясь на систему институциональных норм, идеология определяет не только то, как люди должны относиться к тому или иному действию, но и то, почему они должны действовать определенным образом. Идеология включает в себя основополагающие убеждения данного института, а также выработку таких убеждений, которые будут объяснять окружающую действительность в терминах, принятых членами данного института. Идеология является одним из важных культурных комплексов, поддерживающих влияние института, оправдывающих и объясняющих всю его деятельность. Поэтому всякое значительное действие должно быть идеологически выдержано, т.е. соответствовать основным идеологическим положениям данного института.

4. Функции социальных институтов

Общество является сложным социальным образованием, и силы, действующие внутри него, настолько взаимосвязаны, что невозможно предвидеть последствия каждого отдельно взятого действия. В связи с этим социальные институты имеют явные функции, легко распознаваемые как часть признанных целей института, и латентные (скрытые) функции, которые осуществляются непреднамеренно и могут считаться побочным продуктом

Явные функции социальных институтов ожидаемы и необходимы. Они декларируются в кодексах и закрепляются в системе статусов и ролей. Если социальный институт не справляется с выполнением своих явных функций, то возможна его дезорганизация.

В самом общем виде можно считать, что функцией социального института является удовлетворение социальных потребностей, ради чего он был создан. Однако в социологии выделяют следующие функции социальных институтов.

1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым. Соответствующий социальный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность каждого института. Тем самым институт обеспечивает устойчивость социальной структуры общества.

2. Регулятивная функция. Она состоит в том, что функционирование социального института обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения. Вся культурная жизнь человека протекает с его участием в различных институтах. Каким бы видом деятельности ни занимался индивид, он всегда сталкивается с институтом, регламентирующим его поведение в этой области. Даже если какой-то вид деятельности не упорядочен и не урегулирован, люди немедленно начинают институционализировать его. Таким образом, при помощи социальных институтов человек осуществляет предсказуемое и стандартизированное поведение. Он выполняет ролевые требования и знает, что ожидать от окружающих его людей. Такое регулирование необходимо для эффективной совместной деятельности.

3. Интегративная функция. Эта функция включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием институциональных норм, правил, санкций, систем ролей. Интеграция людей в институте сопровождается упорядочением системы взаимоотношений, увеличением объема и частоты контактов. Все это приводит к повышению устойчивости и целостности элементов социальной структуры, в особенности социальной организации.

4. Транслирующая функция. Общество не могло бы развиваться, если бы не было возможности передавать социальный опыт. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей. Это может происходить как путем расширения социальных границ института, так и посредством смены поколений. В связи с этим в каждом институте предусмотрен механизм, позволяющий индивидам приобщаться к его ценностям, нормам, ролям. Например, родители, воспитывающие ребенка, стремятся ориентировать его на те ценности семейной жизни, которых придерживаются сами. Государственные учреждения пытаются воздействовать на граждан, чтобы привить им нормы повиновения и лояльности. Церковь старается приобщить к вере как можно больше членов общества.

5. Коммуникативная функция. Информация, произведенная в институте, должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами. Причем характер коммуникативных связей института имеет свою специфику: это формальные связи, осуществляемые в системе институционализированных ролей. Как отмечают исследователи, коммуникативные возможности различных институтов неодинаковы. Одни специально предназначены для передачи информации (например, средства массовой информации), другие имеют весьма ограниченные возможности для этого; одни активно воспринимают информацию (научные институты), другие — пассивно (издательства).

Говоря о функциях социальных институтов, следует отметить, что главное их предназначение состоит в удовлетворении конкретных общественных потребностей. Однако протекающие в обществе процессы постоянно изменяют потребности индивидов, групп и слоев общества, что сказывается на характере отношений между социальными институтами и общественной средой. При этом не исключена ситуация, когда изменившиеся социальные потребности не находят адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих институтов. Если деятельность института не способствует (или мешает) удовлетворению потребностей общества, то она приобретает дисфункциональный характер. Внешне дисфункции социального института могут выражаться в недостатке подготовленных кадров, материальных средств, в организационных недостатках. С содержательной точки зрения они выражаются в неясности целей деятельности, неопределенности функций, падении престижа и авторитета данного института. Несоответствие деятельности института характеру социальных потребностей ведет к вырождению его отдельных функций, превращению их в ритуальную деятельность, не направленную на достижение какой-либо рациональной цели (бюрократизм). Дисфункция социального института проявляется в случае утраты им деперсонализации своей деятельности. В такой ситуации он перестает действовать в соответствии с объективными потребностями и установленными целями, его объективные функции отодвигаются на задний план, личные и корпоративные интересы конкретных действующих лиц выходят на первый план.

Итак, социальные институты выполняют важные общественные функции. Они обеспечивают устойчивость социальных отношений, сохранение идентичности социальных групп, несмотря на постоянную смену их членов; способствуют увеличению социальных связей и внутригрупповой сплоченности, осуществляют контроль за отклоняющимся поведением.


Эта лекция ещё не готова к использованию.
Служба поддержки сайта
Вы используете гостевой доступ (Вход)
На платформе Moodle