Перейти к основному содержанию
ЭИОС ПГАУ
  • В начало
  • Дополнительно
Русский ‎(ru)‎
Русский ‎(ru)‎ English ‎(en)‎
Вы используете гостевой доступ
Вход
ЭИОС ПГАУ
В начало
Развернуть всё Свернуть всё
  1. Личный кабинет
  2. 2025-2026 Социология о/о эконом.безопасность 2 курс
  3. Тестирование
  4. Тема Социальные группы и общности

Тема Социальные группы и общности

Требуемые условия завершения

 1.    Понятие «социальная общность». Типы общностей

2.    Социальная группа: сущность и особенности

3.    Квазигруппа. Виды квазигрупп

4.    Групповая динамика

 Основные понятия: социальная общность, социальная агрегация, группа, квазигруппа, толпа, аудитория, круг, ингруппа, аутгруппа, групповая динамика.

 1.    Понятие «социальная общность». Типы общностей

Общество как целостная система состоит из множества взаимосвязанных подсистем, одним из важнейших типов которых являются социальные общности. Социальная общность — это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом социального действия или поведения.

Социальные общности могут выступать субъектами социального действия или взаимодействия. Это значит, что они сами являются источником своего развития, самодвижения. Становление и функционирование социальной общности происходит на основе социальных связей, взаимодействий и отношений. Поэтому социальную общность можно рассматривать как особую форму взаимодействия людей». Предметом взаимодействия в ней является потребность в солидарности и координации совместных действий. Можно сказать, что в общности объединяются люди, имеющие схожие социальные условия жизни, одинаковые функции и обусловленные ими статусы, социальные роли, культурные запросы, этнические признаки и т.д.

Общности отличаются огромным разнообразием видов и форм. По количественному составу они могут быть небольшими и объединять в себе лишь нескольких людей, но могут быть и весьма многочисленными (например, международные политические или экономические движения). По продолжительности своего существования общности могут быть кратковременными и долговременными. Одни существуют в течение нескольких минут или часов (например, аудитория конкретной телевизионной передачи), Другие — несколько лет (например, политические партии), третьи — целые столетия и тысячелетия (например, этносы или нации). Плотность связей между индивидами в общностях также различна: одни общности могут представлять собой тесно сплоченный коллектив или организацию, другие — весьма расплывчатые, аморфные образования. Помимо этого, социальные общности можно классифицировать на основе их базового системообразующего признака. В соответствии с этим различают территориальные, этнические, демографические, культурные и иные общности.

Сложная совокупность признаков позволяет подразделять все общности на два широких подкласса: массовые и групповые.

Для массовых общностей характерны следующие черты.

1. Структурная нерасчленённость, аморфность, размытость границ, неопределённость качественного и количественного состава, отсутствие строго обозначенного принципа вхождения в них.

2. Ситуативный способ существования. Массовые общности образуются и функционируют на базе и в границах той или иной конкретной деятельности, невозможны вне её, а потому являются неустойчивыми, меняющимися от случая к случаю образованиями.

3. Разнородность состава, межгрупповая природа. Эти общности разрывают классовые, групповые, этнические и иные границы.

4. Вследствие своей аморфности они не способны выступать в составе более широких общностей в качестве их структурных единиц.

Типичным образцом массовых общностей можно считать участников широких политических (например, антивоенных) и экологических движений, поклонников эстрадных звезд, болельщиков спортивных команд, членов любительских ассоциаций по интересам (например, филателистов) и т.д.1

Массовые общности могут быть представлены в виде социальных агрегаций и социальных категорий. В первом случае они представляют собой совокупность индивидов, физически, пространственно находящихся в определенном месте. При этом разделение сообществ осуществляется лишь пространственно, с учетом физически определённых границ. Примерами такого рода сообществ могут быть люди, едущие в одном вагоне, находящиеся в определённый момент на одной улице или проживающие в одном городе. Таким образом, агрегация — это некоторое количество людей, собранных в определённом физическом пространстве и не осуществляющих сознательного взаимодействия.

Понятие же социальной категории применимо для определения общностей, объединяющих индивидов с одной или несколькими схожими характеристиками. К ним, например, можно отнести мужчин, студентов, художников, любителей пива и др. Можно говорить о категориях блондинок и брюнеток, возрастных категориях (молодёжь от 18 до 25 лет) и т.д.

Второй подкласс общностей представлен групповыми общностями. Поскольку они полностью противоположны массовым, то для них характерны следующие особенности:

1. Органический характер. Они целостны, обладают внутренней структурой, а также определенным качественным и количественным составом.

2. Способность осуществлять многообразные виды деятельности.

3. Выраженная однородность состава.

4. Способность входить в более широкие общности в качестве структурных единиц.

Примерами групповых общностей могут служить различные трудовые коллективы, политические партии. Классификация групповых общностей осуществляется в зависимости от их базовой природы, т.е. характера свойств, присущих индивидам и лежащих в основе образования соответствующих общностей. На основе этого принципа выделяют социальные, демографические, этнические, региональные и прочие группы.

Таким образом, социальные общности — это такие объединения людей, которые:

возникают и формируются на основе их культурно-исторической самобытности (например, народы, нации), родственных связей или сходства стадий жизненного цикла (семейные, поколенческие, половозрастные);

различаются по профессионально-квалификационным и территориально-региональным признакам.

2. Социальная группа: сущность и особенности

Понятие группы является одной из базовых категорий социологии. Однако у ученых нет полного согласия относительно ее определения.

Существуют разные точки зрения на соотношение понятий «группа» и «общность». Некоторые социологи не делают различий между ними, рассматривая и группу, и общность как более или менее многочисленную совокупность взаимодействующих людей.

Другие авторы пытаются разграничить группы и общности по количественному признаку, считая, что группа — это малая общность, а общность — это большая группа.

Однако в социологии более распространена точка зрения, согласно которой не каждая общность является группой. Между ними есть существенные качественные различия. Группа рассматривается лишь как подкласс общностей и представляет собой групповую общность. Массовые общности при этом с группами не отождествляются.

Понятие социальной группы обобщает сущностные характеристики коллективных субъектов общественных связей, взаимодействий и отношений, основные структурные единицы общества.

В. Харчева придерживается точки зрения, что группа — это объединение людей, основанное на их общем участии в некоторой деятельности, связанное системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами. При этом члены группы обладают некоторыми общими ценностями и отделены от других общностей на основе принципов обособления.

В «Философском энциклопедическом словаре» приводится следующее определение: «Социальные группы — это относительно устойчивые совокупности людей, имеющих общие интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторически определенного общества».

В «Кратком словаре по социологии» группа понимается как групповая общность, образующаяся на базе тех или иных собственно социальных (т.е. связанных с жизнью общества) признаков, на основе существующей в обществе системы отношений (экономических, политических, правовых, культурных и т.д.). Здесь группы выделяются на основе социального положения людей, их места и функций в структуре общества.

Американский социолог Р. Мертон определяет социальную группу как совокупность индивидов, тем или иным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихся членами этой группы с точки зрения других. Таким образом, он выделяет три основные черты групп: взаимодействие, членство, идентичность и рассматривает их как групповые общности.

На основе приведенных выше определений можно заключить, что социальная группа — это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других. То есть существуют два необходимых условия для того, чтобы некоторую совокупность индивидов считать группой:

•        наличие взаимодействий между ее членами;

•        появление разделяемых ожиданий каждого члена группы относительно других ее членов.

Любую социальную группу от другого объединения индивидов отличает наличие взаимодействий, определенной сплоченности и контроля за ее деятельностью. «Солидарность необходима развивающейся группе для идентификации каждого ее члена с коллективом. Только в том случае, когда члены группы говорят о себе «Мы», формируется устойчивое членство группы и границы социального контроля».

В социологии классификацию групп можно проводить по различным основаниям.

В зависимости от формы осуществления связей и составляющих их членов различаются большие и малые, первичные и вторичные группы.

Малая социальная группа — группа малочисленная по составу (от 2 до 15—20 человек), ее члены объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном, устойчивом, личном общении. Наличие непосредственных контактов является главным группообразующим признаком. Контакты влияют на внутригрупповые взаимоотношения и взаимодействия, делают их более персонифицированными и облегчают идентификацию «Я» (индивида) и «Мы» (группы).

Характерными чертами малых социальных групп являются следующие: малочисленный состав; пространственная близость членов; длительность существования; общность групповых ценностей, норм и образцов поведения; добровольность вступления в группу; неформальный контроль за поведением членов.

В противоположность малым выделяют большие группы. Большие группы — это социальные группы с большим числом членов, основанные на разных типах связи, не предполагающие обязательных личных контактов.

В малых группах особое значение приобретает такое средство контроля, как групповое мнение. Личные контакты позволяют членам группы участвовать в выработке группового мнения. Большие группы из-за отсутствия личных контактов между членами не имеют возможности выработать единое групповое мнение.

Различие во взаимоотношениях между индивидами наиболее четко заметно в первичных и вторичных группах. Впервые понятие «первичная группа» в научный оборот ввел американский психолог Ч. Кули.

Под первичными группами он понимал группы, характеризующиеся тесными, непосредственными связями и сотрудничеством. Это такие группы, в которых каждый член видит других членов Группы как личностей, обладающих своей индивидуальностью. Так, например, члены семьи или дружеской компании стремятся сделать взаимоотношения нормальными и смягченными. Они интересуют друг друга, прежде всего, как личности, имеют общие надежды и чувства, полностью удовлетворяют свои потребности в общении.

Во вторичных группах контакты носят статусный, формальный характер. Здесь не обязательно дружеское личностное общение, однако все контакты функциональны, как того требуют социальные роли. К вторичным группам можно отнести различные трудовые коллективы, команды, разного рода формальные организации.

Термины «первичная» и «вторичная» применительно к социальным группам характеризуют цели создания групп и типы групповых взаимосвязей. Первичная группа может служить достижению объективных целей, но она больше отличается качеством человеческих взаимоотношений, эмоциональной удовлетворенностью ее членов, чем эффективностью, например, производства продуктов или одежды. Вторичная же группа может функционировать в условиях дружественных взаимоотношений, но основным принципом ее существования в любом случае является выполнение специфических функций. Таким образом, первичная группа всегда ориентирована на взаимосвязи между ее членами, в то время как вторичная — на достижение определенной цели.

Первичные группы обычно формируют личность, в них, как правило, происходит процесс первичной социализации. Каждый индивид находит здесь интимную среду, симпатии и возможности реализации личностных интересов. В рамках вторичных групп практически всегда формируются первичные.

По признаку принадлежности индивида к группам выделяют ингруппы и аутгруппы. Каждый индивид входит в некоторое множество групп, к которым он принадлежит и определяет как «мои».

Это может быть «моя семья», «моя профессиональная группа», «мой класс», «моя компания». Такие группы будут считаться ингруппами, т.е. теми, к которым человек чувствует свою принадлежность и в которых идентифицирует себя с другими членами, формируя осознание коллективного «мы». Другие группы, к которым индивид не принадлежит (другие семьи, чужие дружеские компании, иные религиозные группы и т.д.), будут для него аутгруппами, для которых он подбирает символические значения «не мы», «другие».

В современном обществе отношения между людьми строятся на основе различных видов связей, но чувство ингруппы, поиск ее членов среди других остаются важными для каждого человека. Когда индивид попадает в среду незнакомых людей, он прежде всего пытается выяснить, нет ли среди них тех, кто составляет его социальный класс или слой, придерживается близких ему политических взглядов и интересов. Очевидно, что признаком людей, принадлежащих к ингруппе, должно быть то, что они разделяют определенные чувства и мнения, имеют некоторое единодушие относительно сфер активности и целей жизни.

Члены аутгрупп могут иметь многие черты и признаки, общие для всех групп данного общества, разделять общие для всех чувства и стремления, но у них всегда есть некоторые частные, особые черты и признаки, а также чувства, отличающие их от чувств членов ингруппы. Люди бессознательно и непроизвольно отмечают эти черты, деля ранее не знакомых людей на «мы» и «другие».

3. Квазигруппа. Виды квазигрупп

Наряду с массовыми и групповыми общностями, ученые выделяют ряд сообществ, которые получили название квазигрупп.

Как правило, они появляются непреднамеренно, случайно, в них отсутствует устойчивое ожидание, а взаимодействия носятодносторонний характер (например, только беседа и никаких других видов действий). Такие группы могут превращаться в собственно социальные группы, если в ходе постоянного взаимодействия будет возрастать степень социального контроля между ее членами. Квазигруппы имеют следующие отличительные черты: спонтанность образования; неустойчивость взаимодействий; отсутствие разнообразия во взаимодействиях, либо однонап-равленность связей; кратковременность совместных действий.

Квазигруппы чаще всего существуют непродолжительное время, после чего либо трансформируются, либо распадаются, либо развиваются до уровня социальных групп.

Выделяют три основных вида квазигрупп: аудиторию, толпу и социальный круг. Рассмотрим подробнее каждый из этих видов.

Аудитория

Под аудиторией понимается общность людей, объединенных взаимодействием с коммуникатором (индивидом или группой), владеющим информацией и доводящим ее до этой общности. Аудитория может осуществлять как непосредственное взаимодействие с коммуникатором (например, слушать уличного оратора, объявление распорядителя в магазине), так и опосредованное, через СМИ.

Наиболее характерной чертой аудитории является практически одностороннее взаимодействие, слабая обратная связь с коммуникатором, особенно в том случае, если аудитория большая. Любая аудитория, в силу особенностей восприятия информации отдельными ее членами, имеет тенденцию к разделению на отдельные общности, в которых начинаются взаимное общение и обмен мнениями по поводу услышанного. Это позволяет каждой из выделившихся общностей, которые называются социальными кругами, составить общее мнение относительно каких-либо событий.

В повседневной жизни человек часто сталкивается с аудиториями. Внимаем ли мы оратору в лекционном зале или тамаде за столом, читаем ли газету или слушаем радио — во всех случаях мы являемся членами аудиторий разного типа.

Толпа

Толпа — это собрание людей, находящихся в замкнутом физическом пространстве и объединенных общностью интересов. Исследованиями толпы занимались многие известные ученые: французские социологи Г. Тард и Г. Лебон, итальянец С. Сигеле, русский социолог Н.Михайловский и др. Например, Г. Тард определил толпу как «множество лиц, собравшихся в одно и то же время в определенном месте и определяемых чувством, верой и действием».

Социальная структура толпы проста и редко бывает сложнее, чем разделение на лидеров и всех остальных. Но толпа — нечто большее, чем простая агрегация индивидов. «Физически ограниченное пространство приводит к социальному взаимодействию даже в тех случаях, когда люди в толпе стараются избегать межличностного контакта. Простое осознание присутствия вокруг нас других людей ведет к неявному, но богатому впечатлениями взаимообмену, основанному на общении с избеганием контакта глаз, на лицевой мимике, жестах, позах, и даже стилях одежды».

Толпы сильно различаются по своему характеру и поведению. Толпа одного типа может быть быстро трансформирована в толпу другого типа. Например, «обусловленная толпа» — в неистовствующее сборище. Однако чаще всего толпы имеют определенные общие характеристики, связанные с психологическими особенностями поведения в ней человека. Нельзя не согласиться с Г. Тардом в том, что всякая толпа иррациональна и легко поддается внушению. Она повторяет одни и те же движения, одни и те же крики, она мелочно самолюбива. Критиковать ее нельзя, обращаться к ее разуму бесполезно. Бороться с толпой таким путем — все равно, что бороться с циклопом. Она криком, воем, топаньем заглушает всех, кто не умеет ей угодить. Собравшись в большом количестве, толпа, из кого бы она ни состояла — из профессоров или кочегаров, — прежде всего, теряет способность владеть собой, ибо она не мыслит, а чувствует. В этой ситуации, с точки зрения Г. Тарда, кочегар и профессор ничем не отличаются друг от друга, оба чувствуют одинаково. То есть толпа делает из человека автомат, ослабляя и уничтожая его индивидуальность.

Таким образом, мы видим, что люди, находящиеся в толпе, как правило, более внушаемы и скорее принимают мнения, чувства и действия большинства, нежели находясь вне толпы. К тому же они имеют тенденцию к более спонтанной манере поведения, чем в общих условиях, не задумываются над своими действиями, их поведение в толпе основано на эмоциях.

Толпа часто действует как целое, ее члены не выделяются и не воспринимают себя как отдельных индивидов, они чувствуют себя незначительными и неузнаваемыми в толпе. А поскольку люди, составляющие толпу, анонимны, они начинают чувствовать себя вне социального контроля, понимая, что до них трудно «добраться».

На основе вышесказанного можно сделать вывод, что толпа обладает такими психологическими характеристиками, как эмоциональность, спонтанность, внушаемость, анонимность и неуязвимость.

В социологии распространена следующая типология толпы в зависимости от способа ее формирования поведения'.

Случайная толпа обладает наиболее неопределенной структурой. Ее примером может быть обычное собрание людей на улице, где произошло неординарное событие (появление знаменитости, ДТП, и т.д.). В этом виде толпы людей объединяет либо незначительная цель, либо вовсе бесцельное времяпрепровождение. Индивиды слабо эмоционально включены в случайную толпу и могут свободно отделить себя от нее.

Обусловленная толпа — собрание людей, заранее планируемое и относительно структурированное. В данном случае толпа «обусловлена» в том смысле, что поведение ее членов находится под воздействием определенных, заранее установленных социальных норм. Например, толпа, собравшаяся на представление, ведет себя по-разному в театре, на стадионе, на собрании и т.п. Все это виды обусловленной толпы.

Экспрессивная толпа — особая квазигруппа, которая обычно образуется для личного удовольствия ее членов, поэтому активность людей здесь сама по себе уже является целью и результатом, например, танцы, религиозные собрания, рок-фестивали и т.д.

Действующая толпа. Под термином «действующая» подразумевается весь комплекс действий толпы. Это беснующееся сборище или другие формы общностей с экстремальными типами поведения. Чаще всего при исследовании социальных процессов действующей толпе придается больше значения, чем всем другим видам толпы.

Одной из важнейших разновидностей действующей толпы является сборище— как эмоционально возбужденная толпа, тяготеющая к насильственным действиям. Сборища обычно имеют лидеров, однонаправленных в своих агрессивных намерениях и требующих строгого конформизма от всех своих членов. Действия сборища направляются на какой-либо определенный объект и носят кратковременный характер. После этого сборище, как правило, распадается.

Распространенным примером сборища является линчующая толпа, которая имеет очень узкую направленность и после достижения цели быстро распадается. Люди, входившие в линчующую толпу, в обыденной жизни могут ничем не напоминать членов жестокого и активно действовавшего сборища.

Другая важная разновидность действующей толпы — восставшая толпа. Такая толпа отличается от сборища тем, что во время восстания поведение людей менее структурировано, целенаправленно и менее устойчиво. Восставшая толпа может состоять из различных групп, преследующих свои цели, но в критический момент действующих сходным образом. Такой вид толпы в наибольшей степени подвержен различным случайным влияниям извне, ее действия в большинстве случаев непредсказуемы.

Социальные круги

Среди квазигрупп наиболее близкими к устойчивым социальным группам являются социальные круги. В соответствии с определением Я. Щепаньского, «социальными кругами мы называем свободные союзы, основанные на контактах с очень слабо установленной связью, лишенных устойчивых отношений между членами».

Однако надо отметить, что основное отличие социальных кругов заключается в том, что взаимодействие в них направлено почти полностью на обмен информацией. Поэтому социальные круги — это общности, созданные в целях обмена информацией между их членами. Они не ставят каких-либо общих целей, не предпринимают совместных усилий, не имеют исполнительного аппарата. Основная функция социальных кругов состоит в обмене взглядами, новостями, комментариями, аргументами. Узкая направленность взаимодействий, пассивность, отсутствие единства делают социальные круги неустойчивыми объединениями. Вместе с тем индивиды, их формирующие, проходят определенный отбор в основном по двум критериям: 1) общая заинтересованность в теме дискуссии (так образуются, например, кружки по интересам; круги футбольных болельщиков, обсуждающих итоги матча; собрание людей, обсуждающих политические события и т.п.). 2) принадлежность к определенной субкультуре (например, деловые круги, объединяющие бизнесменов; круги высших слоев общества; круги профессионалов, обсуждающих специфические, узкопрофессиональные вопросы, и т.д.)'.

В классификации Я. Щепаньского представлены несколько разновидностей социальных кругов.

а)      Контактные круги — это общности людей, постоянно встречающихся, например, на спортивных состязаниях, в транспорте или в очередях. Наличие общей заинтересованности в теме дискуссии позволяет им завязывать мимолетные знакомства или обмениваться мнениями по интересующим их вопросам. Границы таких общностей крайне неопределенны, размыты, их состав во многом определяется пространственными контактами. Контактные круги легко создаются, но также легко и распадаются. Возникновение таких кругов характерно для вновь созданных студенческих групп, когда их члены начинают искать общие темы и интересы, образуют небольшие кружки, быстро возникающие и также быстро распадающиеся.

б)      Профессиональные круги, или круги коллег, представляют собой общности, члены которых собираются для обмена информацией исключительно по профессиональному признаку. Они возникают в рамках формализованных групп на симпозиумах, встречах, совещаниях среди рабочих, инженеров, ученых, артистов. Наиболее известны политические круги, создаваемые профессиональными политиками для обмена информацией в области политической деятельности. Профессиональные круги являются более прочными образованиями, чем контактные круги, часто переходят в устойчивые социальные группы.

в)      Дружеские круги — это общности, состоящие из индивидов, объединенных отношениями дружбы и возникающие по поводу обмена интересующей их информацией. Обычно под дружескими социальными кругами подразумеваются компании, время от времени собирающиеся и обсуждающие насущные проблемы или состоящие в переписке. Дружеский круг может превратиться в дружескую группу, если входящие в него индивиды будут действовать согласованно, разделять сходные образцы поведения и иметь систему ожиданий относительно действий друг друга.

г)      Статусные социальные круги образуются по поводу обмена информацией среди индивидов, имеющих одинаковые или близкие статусы. Примером таких общностей можно считать аристократические круги, круги изгоев (бомжей), женские или мужские круги, круги пенсионеров. Во всех приведенных случаях круг формируется из личностей, занимающих одинаковые статусы. Статусные социальные круги формируются в основном по принципу принадлежности к одной субкультуре, а потому являются относительно труднодоступными для индивидов, имеющих другой статус.

Все социальные круги могут иметь неформальных лидеров — «лидеров мнения», т.е. лиц, которые обобщают различные мнения, суждения, высказывания, но не могут влиять на поведение его членов.

Таким образом, квазигруппы могут рассматриваться как некоторые переходные образования на пути к устойчивым социальным группам с устоявшимися взаимосвязями.

Если расположить все рассмотренные выше сообщества в порядке усложнения их развития и повышения в них социального контроля, то получится следующая картина. В массовых общностях нет взаимодействий, а следовательно, социальный Контроль практически отсутствует, они представляют собой абстрактные сообщества, выделяемые по одному признаку. В социальных агрегациях, сформированных по принципу пространственной близости, выше вероятность возникновения межличностных Контактов, при этом социальный контроль происходит лишь посредством осознания присутствия других. По мере превращения массовых общностей в групповые, квазигрупп в группы социальный контроль в них усиливается. Все социальные группы тоже обладают различной степенью социального контроля. С уменьшением группы усиливается социальный контроль и увеличивается прочность социальных связей. Это происходит в результате того, что с уменьшением группы увеличивается число межличностных взаимодействий.

4. Групповая динамика

Вопрос о групповой динамике по своей сути — вопрос о том, каким образом члены группы взаимодействуют друг с другом, какие взаимоотношения складываются в группе и какой характер они имеют. К процессам групповой динамики относятся: групповые коммуникации, формирование группового мнения, сплоченность и конфликтность группы, способы регуляции поведения членов группы, стиль руководства, лидерство и т.д. Руководство в группе может быть демократическим или авторитарным; группа может подчиняться одному ее члену, нескольким, или же все ее члены будут принимать участие в управлении. Психологическая атмосфера внутри группы может быть дружественной, нейтральной или враждебной. Группа может стимулировать деятельность своих членов, не препятствовать ей или подавлять их активность. Эти и многие другие образцы поведения и определяют вектор динамики группы.

Таким образом, можно сказать, что групповая динамика — это вся система взаимоотношений, которые складываются в группе между ее членами.

Одну из важнейших проблем во многих группах составляют коммуникационные связи. Причем коммуникация рассматривается не просто как общение, а как основа групповой структуры, показатель социальной близости индивидов и сплоченности группы. Характер и тип взаимоотношений внутри группы во многом зависят от ее количественного состава. С точки зрения многих психологов, оптимальный размер группы составляет 5—7 человек. Группа, состоящая только из двух человек (диада), представляет собой крайне непрочное объединение, поскольку исходный закон межличностных отношений в ней — эквивалентность обмена и взаимность. В том случае, если нарушается равновесие связи и один из партнеров понимает, что отдает больше, чем получает взамен, он может потерять интерес к таким отношениям. А с уходом одного из партнеров диада распадается. Триада, или группа, состоящая из трех человек, более стабильна. В ней меньше интимности и эмоций, но лучше развито разделение труда. Более сложное разделение труда придает больше независимости индивидам. В триаде попеременно все меняются ролями, и в результате никто не доминирует. Так, например, двое могут объединиться против одного в решении одних вопросов, а в решении других поменять состав коалиции. Для социальной группы характерной чертой является то, что увеличение возможных комбинаций отношений в ней возрастает значительно быстрее, нежели ее количественный состав. Однако чем крупнее группа, тем чаше отношения теряют личностный характер, формализуются и перестают удовлетворять ее членов. Считается, что в группе из 5 человек люди получают больше личного удовлетворения от взаимоотношений, чем в группе из 7 человек.

Уровень удовлетворенности членов группы отношениями в ней зависит также и от того, какая модель коммуникаций лежит в основе группы, какое место они занимают в структуре групповых взаимодействий. Эффективная коммуникация быстрее приводит к индивидуальной удовлетворенности деятельностью группы, поскольку позволяет ее членам наиболее полно выразить себя.

Изучение групповой динамики может помочь организациям в решении проблем управления процессами в группе.


Эта лекция ещё не готова к использованию.
Служба поддержки сайта
Вы используете гостевой доступ (Вход)
На платформе Moodle