Программа производственного экологического мониторинга мониторинга
Программа Производственного экологического контроля (программа ПЭК)
Программа Производственного экологического контроля (программа ПЭК) необходима предприятиям, являющимся объектами негативного воздействия на окружающую среду (ОНВОС) 1, 2, 3 категорий.
С 01.09.2022 г. вступил в силу приказ Минприроды России от 18.02.2022 № 109 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля».
Программа ПЭК утверждается только на предприятии.
Каждый год надо делать программу ПЭК не следует; только в случае, если произошли изменения, которые влекут за собой изменения в программе ПЭК.
Делать ли программу ПЭК в целом по предприятию или для каждой промплощадки отдельно? Программа ПЭК разрабатывается для каждого объекта НВОС.
Программа производственного экологического контроля
Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды (пункт 1 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ “Об охране окружающей среды”).
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля (пункт 2 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ “Об охране окружающей среды”).
Таким образом, программу производственного экологического контроля (ПЭК) необходимо разрабатывать всем предприятиям, эксплуатирующим объекты негативного воздействия I, II, III категорий для каждого объекта негативного воздействия отдельно.
Как выяснить какую категорию имеет объект негативного воздействия? До 01.01.2017 года предприятия в массовом порядке вставали на учет, как объекты негативного воздействия, подавая заявки в региональные Министерства природных ресурсов и экологии (если являлись объектами негативного воздействия регионального уровня) или в территориальные Управления Росприроднадзора (если являлись объектами негативного воздействия федерального уровня) о постановке на учет как объектов НВОС.
Результатом этого процесса должно быть наличие у предприятия свидетельства о постановке на учет как объекта негативного воздействия, в котором указана категория объекта негативного воздействия и уровень надзора.
Постановка на учет объектов негативного воздействия
Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, – объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков;
Т.е. получается, что каждая отдельная промплощадка предприятия – это объект негативного воздействия на окружающую среду (ОНВОС).
Отнесение по категориям ОНВОС
Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду к объектам 1, 2, 3, 4 категорий утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 “Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий”.
Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.
Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, который представляет собой государственную информационную систему, создание и эксплуатация которой осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами.
Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Форма заявки о постановке на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Форма заявки утверждена приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554.
Таким образом, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны были поставить на государственный учет принадлежащие им объекты ОНВОС в срок до 01.01.2017.
Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
Содержание программы производственного экологического контроля
В соответствии с пунктом 3 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»:
Программа производственного экологического контроля содержит сведения:
– об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;
– об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
– об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;
– о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;
– о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;
– о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений (пункт 3 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ “Об охране окружающей среды”)
В соответствии с пунктом 2 Приложения 1 к приказу Минприроды России от 18.02.2018 г. № 109 эти сведения являются разделами программы производственного экологического контроля.
Программа ПЭК должна содержать абсолютно все указанные разделы (нет сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду – значит таблица в разделе показывается с прочерками).
Требования к программе производственного экологического контроля
Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (пункт 4 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ “Об охране окружающей среды”)
Заполнение программы ПЭК смотрите:
https://ecoproverka.ru/programma-pjek-obrazec/
При осуществлении ПЭК на объекте III категории в настоящее время обязательно включение в План-график контроля веществ I, II класса опасности, а также маркерных веществ.
Росприроднадзор по поводу маркерных веществ в выбросах для ПЭК отмечает:
⠀
маркерные вещества, которые должны контролироваться в рамках ПЭК, указаны в соответствующих ИТС по НДТ, размещенных в открытом доступе на сайте Бюро НДТ в сети Интернет по адресу: http://burondt.ru.
В План-график контроля не включаются источники, выброс от которых по результатам рассеивания не превышает 0,1 ПДКмр загрязняющих веществ на границе предприятия.
Таким образом, в случае, если выбросы загрязняющих веществ от источника по веществам, в отношении которых применяются меры государственного регулирования (перечень данных веществ утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 N 1316-р), а также маркерным веществам превышают 0,1 ПДКмр загрязняющих веществ на границе предприятия, данный источник выброса и выбрасываемые им загрязняющие вещества необходимо включить в План-график контроля.
По мнению Минприроды России и Росприроднадзора, под “границей предприятия” и “границей территории объекта” целесообразно понимать границу земельного участка, в пределах которого расположен объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с правоустанавливающими документами, зарегистрированными в государственном кадастре недвижимости.
При выборе расчетных точек для проведения на объекте расчетов рассеивания полагаем целесообразным руководствоваться Методамирасчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, утвержденными приказом Минприроды России от 06.06.2017 N 273.
В случае отсутствия предприятия в формируемом соответствующим территориальным органом Росприроднадзора Перечне объектов, владельцы которых должны осуществлять мониторинг атмосферного воздуха в рамках ПЭК, при условии осуществления данным предприятием наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха в близлежащих населенных пунктах, по мнению Минприроды России, решение о включении информации о данных наблюдениях в Программу ПЭК данного предприятия принимается хозяйствующим субъектом.
В соответствии с пунктом 1 Требований в случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменениям характера, вида оказываемого объектом негативного воздействия на окружающую среду, а также изменению объемов выбросов, сбросов загрязняющих веществ более чем на 10%, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий хозяйственную и (или) иную деятельность на данном объекте, должны скорректировать программу ПЭК в целях приведения ее в соответствие с настоящими требованиями в течение 60 рабочих дней со дня указанных изменений.
В ходе проведения проверки надзорные органы могут провести замеры на границе СЗЗ предприятия – с целью проверки выполняется ли условие – выброс не превышает 0,1 ПДК мр загрязняющих веществ (если вы конечно его применили). И в случае выявления нарушения ваше предприятие могут привлечь к административной ответственности по ст.8.5 КоАП РФ.
Исходя из определенной категории сочетания “источник – загрязняющее вещество” устанавливается следующая периодичность контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов (ПДВ и ВСВ):
1 категория – 1 раз в квартал;
2 категория – 2 раза в год;
3 категория – 1 раз в год;
4 категория – 1 раз в 5 лет.
Программа утверждается руководителем предприятия и предоставляется в надзорный орган только во время проведения контрольно-надзорных мероприятий.
Если у предприятия на момент проверки отсутствует программа ПЭК, то это нарушение является составом статьи 8.1. КоАП РФ. Согласно этой статьи за указанное нарушение предусмотрено наказание в виде предупреждения. Если предприятие повторно будет привлечено к ответственности за указанное нарушение, то тогда уже будет штраф за отсутствие программы производственного экологического контроля – юридическое лицо от 20,0 тыс. руб., должностное лицо от 2,0 тыс. руб.
В дальнейшем экологическая служба на предприятии ежегодно составляет и сдает отчет по программе ПЭК.