Структура и организация мониторинга окружающей среды.
Структура экологического мониторинга:
Наблюдения
Оценка фактического состояния
Прогноз состояния
Оценка прогнозируемого состояния
Регулирование качества среды
Объектами мониторинга, в первую очередь, являются: атмосфера (мониторинг приземного слоя атмосфера и верхней атмосферы); атмосферные осадки (мониторинг атмосферных осадков); поверхностные воды суши, океанов и морей, подземные воды (мониторинг гидросферы); криосфера (мониторинг составляющих климатической системы).
Существует классификация систем мониторинга по объектам, по факторам, по источникам и масштабам воздействия.
По объектам наблюдения различают: атмосферный, воздушный, водный, почвенный, климатический, мониторинг растительности, животного мира, здоровья населения.
По факторам воздействия: мониторинг различных химических загрязнителей, природных и физических факторов воздействия (электромагнитное излучение, радиоактивное излучение, солнечная радиация, акустические шумы, шумовые вибрации).
Классификация систем мониторинга может основываться на методах наблюдения: мониторинг по физико-химическим и биологическим показателям, дистанционный мониторинг.
Химический мониторинг – это система наблюдений за химическим составом (природного и антропогенного происхождения) атмосферы, осадков, поверхностных и подземных вод, вод океанов и морей, почв, донных отложений, растительности, животных и контроль за динамикой распространения химиических загрязняющих веществ. Глобальной задачей химического мониторинга является определение фактического уровня загрязнения среды приоритетными высокотоксичными ингридиентами. К ним относят: диоксид серы, взвешенные частицы, радионуклиды, хлорорганические соединения, соединения кадмия, нитраты, нитриты, оксиды азота, ртуть и ее соединения, свинец, диоксид углерода, оксид углерода, нефтеуглероды, фтористые соединения, асбест, мышьяк, микротоксины, микробиологическое загрязнение.
В последние годы широкое распространение получил дистанционный мониторинг – мониторинг с применением авиационной и космической техники, оснащенной радиометрической аппаратурой, способной осуществлять активное зондирование изучаемых объектов и регистрацию данных.
По масштабам воздействия различают:
глобальный – слежение за общемировыми процессами и явлениями в биосфере Земли, включая все ее экологические компоненты, и предупреждение о возникающих экстремальных ситуациях; глобальный мониторинг осуществляют между-народные организации: Глобальная система мониторинга окружающей среды (создана в 1974г.); Глобальная служба наблюдения атмосферы; Глобальная система наблюдения климата; Глобальная система наблюдения за океаном;
базовый (фоновый) – слежение за общебиосферными, в основном, природными явлениями, без наложения на национальных и региональных антропогенных влияний;
межнациональный – слежение за трансграничными загрязнениями;
национальный – мониторинг в масштабе отдельного государства;
региональный – слежение за процессами и явлениями в пределах какого-то региона, где эти процессы и явления могут различаться и по природному, и по антропогенным воздействиям от базового фона, характерного для всей биосферы; региональный мониторинг; локальный – мониторинг воздействия конкретного антропогенного источника; импактный – мониторинг региональных и локальных антропогенных воздействий в особо опасных зонах и местах.
Критерием оценки качества окружающей среды служат на сегодняшний день предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в различных средах.
В воздушной среде:
ПДК рабочей зоны – предельно допустимая концент-рация вещества в воздухе рабочей зоны (мг/куб.м.); эта концентрация при ежедневной работе (кроме выходных дней) в пределах 8 час. (41 час. в неделю), в течение всего рабочего стажа не должна вызывать заболеваний или отклонений, обнаруживаемых современными методами исследования в процессе работы; рабочей зоной считается пространство высотой до 2 м над уровнем пола, на которой находятся места работающих;
ПДК воздуха населенных мест – предельно допустимая максимальная разовая концентрация вещества в воздухе населенных мест (мг/куб.м.); эта концентрация при вдыхании в течение 20 мин. не должна вызывать рефлекторных реакций в организме человека;
ПДК среднесуточная – предельно допустимая средне-суточная концентрация токсичного вещества в воздухе населенных мест (мг/куб.м.); эта концентрация не должна оказывать на человека прямого или косвенного вредного воздействия при неограниченно продолжительном вдыхании.
В водной среде:
ПДК питьевых водоемов – предельно допустимая концентрация вещества в воде водоема хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования (мг/л); эта концентрация не должна оказывать прямого или косвенного влияния на органы человека в течение всей его жизни, а также на здоровье последующих поколений, и не должна ухудшать гигиенические условия водопользования:
ПДК рыбохозяйственных водоемов – предельно допустимая концентрация вещества в воде водоема, используемого для рыбохозяйственных целей (мг/л).
В почве:
ПДК почвы – предельно допустимая концентрация вещества в пахотном слое почвы (мг/кг); эта концентрация не должна вызывать прямого и косвенного отрицательного влияния на здоровье человека, а также на самоочищающуюся способность почвы;
ПДК продуктов питания – предельно допустимая концентрация (допустимое остаточное количество) вещества в продуктах питания (мг/кг).
Для более полной оценки качества среды был предложен критерий – предельно допустимая экологическая нагрузка.
Для воды: ПДС – предельно допустимый сброс (г/с); для воздуха: ПДВ – предельно допустимый выброс (г/с); эти величины характеризуют нагрузку, оказываемую предприятием на окружающую среду в единицу времени, они должны обязательно входить в экологический паспорт предприятия.
Недостатком рассмотренных выше критериев оценки качества окружающей среды является разрозненность природоохранных функций различных министерств и ведомств, а также часто различающиеся значения ПДК в разных странах. В связи с этим 1 июля 2003 года был принят Федеральный Закон «О техническом регулировании», в котором зафиксирована необходимость разработки новых критериев оценки качества окружающей среды: будет разработано 5 «горизонтальных» законов – «О безопасной эксплуатации машин и оборудования в РФ», «О пожарной безопасности в РФ», «О безопасности эксплуатации зданий и сооружений в РФ», «О гигиенической безопасности в РФ», «Об экологической безопасности в РФ». Кроме того, будет разработано 400 «вертикальных» (отраслевых) законов – свод правил для хозяйствующих субъектов в отдельно взятой отрасли, которые призваны заменить около 60 тысяч действующих сегодня ГОСТов, стандартов, СНИПов. На внедрение этого закона по закону отводится 7 лет.
Разработка программы мониторинга
Эффективность экологического мониторинга решающим образом зависит от правильной его организации. Можно годами заниматься экологическим мониторингом в регионе и не получить значимых результатов. Важной стадией мониторинга является правильная постановка работы. Она включает предварительное изучение ситуации, разработку программы, анализ полученных данных, интерпретацию информации и подготовку соответствующих выводов.
Общая последовательность разработки и осуществления схемы мониторинга представлена на рис. 1.
1.Цели и задачи. Перед тем, как предпринимать какие – либо действия, следует сформулировать цели и конкретные задачи работы. При этом необходимо, чтобы поставленные цели были конкретными, достижимыми и поддавались проверке. Это существенно для контроля выполнения программы мониторинга и внесения в нее корректив.
Основная цель программы мониторинга – информационная. Это получение новой информации, выявление ее недостатка или устранение какой – либо неопределенности.
Цель программы мониторинга может быть направлена на следующие моменты:
–получение информации, связанной с конкретной проблемой;
– представление информации для различных типов аудитории (государственных органов, администрации и сотрудников предприятия, заинтересованной общественности), ее распространение;
– принятие мер, непосредственно направленных на улучшение ситуации или на принятие соответствующих решений.
К области «мониторинга вообще» относятся первая из этих целей и частично вторая. В рамках производственных и общественных программ экологический мониторинг и экологический контроль тесно связаны.
Задачи мониторинга – это конкретные действия или этапы на пути достижения цели. В рамках грамотно составленной программы не может быть задач, выходящих за пределы цели и не имеющих к ней отношения.
2.Выбор приоритетов, то есть конкретных объектов наблюдения и определяемых параметров. Объекты могут быть как антропогенными, так и природными. Если цель программы связана с совершенствованием экологической результативности предприятия, то выбор объектов может осуществляться с учетом особенностей технологических процессов, с учетом схемы работы с сырьем и материалами, или принятых управленческих решений.

Рис. 1. Основные компоненты системы мониторинга.
Если же цель состоит, например, в уточнении картины и причин загрязнения реки, то выбор объекта может выглядеть как определение предприятия или конкретного места выпуска сточных вод, на котором будут сконцентрированы усилия по мониторингу.
Если проблему представляет состояние окружающей среды в загрязненном городском районе, то определение приоритетов может начаться с выбора природной среды для мониторинга: атмосферы, воды, почвы, снежного покрова.
Существующие классы приоритетов установлены экспертным путем и приняты в системе ГСМОС (Государственная система мониторинга окружающей среды).
Сначала на основе поставленных целей выбираются объекты мониторинга, а затем определяемые параметры. Однако возможен и обратный порядок, например, когда известно, что экологическая проблема связана с определенным веществом (например, с ртутным или другим загрязнением).
3.Предварительный анализ ситуации. Перед формированием долгосрочной программы мониторинга целесообразно провести предварительные исследования.
Следует найти и проанализировать материалы, имеющие отношение к проблеме. Это могут быть данные о состоянии объекта в прошлом и настоящем. Одним из эффективных приемов предварительной оценки ситуации и выбора приоритетов является картирование источников воздействия, то есть определение места расположения и составление карты.
Результатом предварительного анализа должен быть перечень выбранных объектов исследования и определяемых параметров – приоритетов программы мониторинга.
4.Расположение постов наблюдения. Когда выбраны объекты и параметры мониторинга, необходимо определить число и расположение мест наблюдения (или отбора проб), а также режим проведения наблюдений (сроки отбора проб). При этом необходимо по возможности учесть все факторы, которые влияют на результаты мониторинга. Например, если нужно оценить, насколько сточные воды предприятия загрязняют реку, необходимо выбрать точки отбора проб воды ниже и выше по течению реки по отношению к месту сброса стоков.
При исследовании атмосферного загрязнения интерес представляют не только уровни загрязнения по городу в целом (стационарные и маршрутные посты наблюдений). Если большой вклад в загрязнение воздуха города вносит какое–то предприятие, целесообразно сконцентрировать внимание на подфакельных наблюдениях на данном предприятии.
При организации сети наблюдения за уровнем загрязнения воздуха в городах необходимо иметь в виду, что некоторые низко расположенные и даже мелкие источники могут повлиять на локальный уровень загрязнения более существенно, чем высоко расположенные источники.
После определения мест отбора проб (мест наблюдений) наступает стадия проведения измерений и собственно наблюдений. Она включает полевые операции и лабораторные исследования. Лабораторные анализы и полевые измерения должны проводиться со ссылкой на используемые методики и рекомендации.
5.Обратная связь. При организации мониторинга должен быть обязательно реализован механизм обратной связи, который позволит скорректировать программу, выявить ее слабые места. Так, с учетом конкретных методов и оборудования, после интерпретации результатов первых измерений могут быть пересмотрены приоритеты программы. По истечении некоторого времени накапливается материал, позволяющий уточнить цели программы, решаемые задачи, а также имеющиеся ресурсы.
Завершающей стадией является подготовка отчета с использованием полученной информации и ее распространение, а также выработка рекомендаций для всех заинтересованных организаций и групп.
В целом программа должна:
– быть научно обоснованной;
– быть достаточно гибкой, допускать пересмотр задач и подходов на основе получаемых результатов;
– давать значимые результаты, то есть результаты, несущие осмысленную информацию, которую можно интерпретировать;
– быть экономичной, полностью управляемой и контролируемой с точки зрения материальных и временных ограничений.
Заполнение раздела «Общие положения» в программе ПЭК.
Первый раздел «1. Общие положения» содержит краткую информацию о юридическом лице, об объекте негативного воздействия на который разрабатывается программа ПЭК. В обязательном порядке в данном разделе приводится следующая информация:
наименование, организационно-правовая форма и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилию, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, с указанием идентификационного номера налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер;
наименование, категорию, код и адрес места нахождения объекта;
наименование уполномоченного органа, в который направляется отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, и сведения об ответственном за подготовку данного отчета должностном лице (отчет направляется в соответствующий орган где вы стоите на учете). Уровень учета можно посмотреть на сайте РПН если в фильтре указать номер объекта НВОС;
дату утверждения Программы.