Основные понятия экологического мониторинга предприятий
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ (ПОНЯТИЕ, ЗАДАЧИ, ОБЪЕКТЫ, ВИДЫ И ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ)
Слово "мониторинг" в современном понимании впитало смысловые значения латинского "monitor" - надзирающий, предупреждающий, напоминающий и английского "monitor" - наставник, контрольное устройство. Появление термина "мониторинг" в официальных документах относят к Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды (Стокгольм, 5-6 июня 1972 г.). Глобальная система мониторинга была учреждена в 1975 г. в решениях программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Она состоит из пяти взаимосвязанных подсистем: исследования климата, отдаленного переноса загрязняющих веществ, гигиенических аспектов окружающей среды, океана и возобновимых ресурсов суши. При нынешнем размахе хозяйственной деятельности и глобальном характере происходящих изменений мониторинг является основным инструментом для выработки рекомендаций по стратегии управления компонентами природной среды. Сознательное управление окружающей средой возможно только при систематических наблюдениях за ее состоянием, оценке этого состояния, целенаправленных повторных наблюдениях (контроле этого состояния) и прогнозирования возможных изменений. Такие систематические наблюдения позволяют выявить систему многоуровневых взаимодействий между отдельными компонентами природной среды и факторами человеческой деятельности. Таким образом, в понятие "мониторинг" вкладывают различные виды деятельности:
· наблюдение и оценку,
· контроль и прогноз состояния объекта, процесса или явления для управления качеством окружающей среды.
Основой охраны окружающей среды является мониторинг за ее состоянием. Существует много видов мониторинга (слежения) за состоянием как отдельных показателей окружающей среды, так и в целом состояния экосистем и техно-экосистем.
Экологический мониторинг– это совокупность организационных структур, методов, способов и приемов наблюдения за состоянием окружающей среды, происходящими с ней изменениями, их последствиями, а также за потенциально опасными для окружающей среды, здоровья людей и контролируемой территории видами деятельности, производственными и иными объектами.
Государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) осуществляется в рамках единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, посредством создания и обеспечения функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), а также создания и эксплуатации уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти государственного фонда данных. (ст.63 ФЗ 7 «Об охране ОС»)
Задачи
· регулярные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, изменениями состояния окружающей среды;
· хранение, обработка (обобщение, систематизация) информации о состоянии окружающей среды;
· анализ полученной информации в целях своевременного выявления изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и (или) антропогенных факторов, оценка и прогноз этих изменений;
· обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды.
Объекты экологического мониторинга.
Объектами экологического мониторинга являются:
1) компоненты природной среды, в том числе атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды, почвы, грунты, зеленые насаждения, животные и другие организмы, находящиеся в пределах административных границ города Москвы, а также природные процессы, физические и геохимические поля, развивающиеся в окружающей среде;
2) природные и природно-антропогенные объекты, находящиеся в пределах административных границ региона;
3) природно-климатические условия.
Виды мониторинга:
– в зависимости от масштабов системы мониторинга – глобальный, национальный, региональный, локальный;
– от уровня измененности человеком окружающей среды – фоновый и импактный;
– от объекта мониторинга – собственно экологический, воздуха, вод, земли, животного мира, опасных отходов, радиационный, социально-гигиенический;
– мониторинг развития, основывающийся на показателях демографических, экологических, социальных и экономических.
Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» использует только два понятия:
1)мониторинг окружающей среды– комплексная система наблюдения за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза его изменений под воздействием природных и антропогенных факторов;
2)государственный экологический мониторинг– мониторинг окружающей среды, осуществляемый органами государственной власти и ее субъектов.
Оценка воздействия на окружающую среду.
Оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Уровни организации мониторинга.
Мониторинг является многоуровневой системой. Обычно выделяют системы детального, локального, регионального, национального и глобального уровней. Низшим иерархическим уровнем является уровень детального мониторинга, реализуемого в пределах небольших территорий (участков). При объединении систем детального мониторинга в более крупную сеть (например, в пределах района и т.п.) образуется система мониторинга локального уровня.
Первый (локальный) уровень экологического мониторинга – отслеживание санитарно-эпидемиологических и биоэкологических условий природной среды. Объекты наблюдения – приземной слой атмосферы, реки и грунтовые воды, почва, промышленные и коммунально-бытовые сточные воды, дым из труб, фоновая радиация и др. Показатели этих наблюдений — ядовитые вещества, предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязнителей и разного рода биологические возбудители (аллергены). Локальный мониторинг предназначен обеспечить оценку изменений системы на большей площади: территории города, района. Локальные системы могут объединяться в еще более крупные – системы регионального мониторинга, охватывающие территории регионов в пределах края или области, или в пределах нескольких из них.
Следующий (региональный) уровень мониторинга – наблюдение за геоэкологическими или природно-хозяйственными условиями среды. Объекты слежения: исчезающие виды растений и животных, экосистемы и геосистемы, агросистемы, лесные полосы и рекреационные системы. Основные показатели – биологическая продуктивность, вещественный и энергетический баланс, чистота среды, степень загрязненности геосистем и другие отличительные характеристики не отдельно взятых компонентов, а совместных комплексных показателей, т.е. ландшафтов. На региональном уровне экологический мониторинг и (или) контроль обычно вменяется в обязанность:
1)Комитету по экологии (наблюдения и контроль за выбросами и сбросами действующих предприятий);
2)Комитету по гидрометеорологии и мониторингу (импактный, региональный и отчасти фоновый мониторинг);
3)Санитарно-эпидемиологической службе Минздрава (состояние рабочих, рекреационных зон, качество питьевой воды и продуктов питания);
4)Министерству природных ресурсов (прежде всего, геологические и гидрогеологические наблюдения);
5)Предприятиям, осуществляющим выбросы и сбросы в окружающую среду (наблюдение и контроль за собственными выбросами и сбросами);
6)Различным ведомственным структурам (подразделениям Минсельхозпрода, МинЧС, Минтопэнерго, предприятиям водно-канализационного хозяйства и прочее).
На федеральном уровне экологического мониторинга наблюдается еще большее обобщение пространственно распределенной информации. В качестве локальных источников эмиссии на этом уровне могут играть роль промышленные районы, достаточно крупные территориальные образования. При переходе от одного иерархического уровня к другому обобщается не только информация об источниках эмиссии, но и другие данные, характеризующие экологическую обстановку.
Системы регионального мониторинга могут объединяться в пределах одного государства в единую национальную (или государственную) сеть мониторинга, образуя, таким образом, национальный уровень системы мониторинга. Примером такой системы являлась Единая государственная система экологического мониторинга Российской Федерации (ЕГСЭМ) и ее территориальные подсистемы. В рамках экологической программы ООН поставлена задача объединения национальных систем мониторинга в единую межгосударственную сеть – Глобальную систему мониторинга окружающей среды (ГСМОС).
Самый высокий уровень, охватывает глобальные условия. Основные показатели – радиационный баланс, тепловой баланс атмосферы, баланс влаги, газовый состав атмосферы и степень ее загрязненности, общее состояние почвы, растительного и животного мира, загрязненность крупных озер, рек, океанов и морей. Его назначение в осуществлении мониторинга за изменениями в окружающей среде на Земле и ее ресурсами в целом, в глобальном масштабе. Глобальный мониторинг – это система слежения за состоянием и прогнозирование возможных изменений общемировых процессов и явлений, включая антропогенные воздействия на биосферу Земли в целом. Объекты слежения – атмосфера, озоновый слой, диоксиды углерода, гидросфера, растительный и животный мир в целом. Пока создание такой системы в полном объеме, действующей под эгидой ООН, является задачей будущего, так как многие государства не имеют пока собственных национальных систем. Глобальная система мониторинга окружающей среды и ресурсов призвана решать общечеловеческие экологические проблемы в рамках всей Земли, такие как глобальное потепление климата, проблема сохранения озонового слоя, прогноз землетрясений, сохранение лесов, глобальное опустынивание и эрозия почв, наводнения, запасы пищевых и энергетических ресурсов и др. Примером такой системы является глобальная наблюдательная сеть сейсмомониторинга Земли, действующая в рамках Международной программы контроля за очагами землетрясений и др.
Итак, мониторинг нужен для получения сведений о внутренних экологических ситуациях и для знания общего состояния биосферы и тенденций развития происходящих в ней процессов и явлений. Правильно организованный мониторинг дает возможность наблюдать за состоянием атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, за состоянием почвы, минерального сырья, биологических ресурсов.
Негативные последствия хозяйственной деятельности и техногенного воздействия человека на окружающую среду для биосферы сегодня уже объективная реальность. Однако негативные результаты антропогенного воздействия в современных условиях развития человеческой цивилизации не являются неизбежными. Во многом ухудшение состояния окружающей среды связаны с нерациональным использованием природных ресурсов, низким уровнем разработки и дальнейшего внедрения современных безотходных технологий, ошибками в экологической и технической политике, малой изученностью возможных последствий антропогенного воздействия на экосистему. Поэтому чрезвычайно важным для долгосрочного прогнозирования качества экологической системы и практических действий по ее улучшению являются постоянный мониторинг окружающей среды текущего состояния и грамотное определение тенденций изменения окружающей природной среды. Воздействие человека на окружающую среду приняло угрожающие масштабы. Чтобы в корне улучшить положение, понадобятся целенаправленные и продуманные действия. Ответственная и действенная политика по отношению к окружающей среде будет возможна лишь в том случае, если общество накопит надёжные данные о современном состоянии среды, обоснованные знания о взаимодействии важных экологических факторов, если разработает новые методы уменьшения и предотвращения вреда, наносимого природе человеком.
Глобальная система мониторинга окружающей среды
Сегодня сеть наблюдений за источниками воздействия и за состоянием биосферы охватывает уже весь земной шар. Глобальная система мониторинга окружающей среды (ГСМОС) была создана совместными усилиями мирового сообщества (основные положения и цели программы были сформулированы в 1974 году на Первом межправительственном совещании по мониторингу). Первоочередной задачей была признана организация мониторинга загрязнения окружающей природной среды и вызывающих его факторов воздействия.
Система мониторинга реализуется на нескольких уровнях, которым соответствуют специально разработанные программы:
импактном (изучение сильных воздействий в локальном масштабе — И);
региональном (проявление проблем миграции и трансформации загрязняющих веществ, совместного воздействия различных факторов, характерных для экономики региона — Р);
фоновом (на базе биосферных заповедников, где исключена всякая хозяйственная деятельность — Ф).
Таблица 1. Классификация загрязняющих веществ по классам приоритетности, принятая в системе ГСМОС
|
Kласс |
Загрязняющее вещество |
Среда |
Тип программы (уровень мониторинга) |
|
1 |
Диоксид серы, взвешенные частицы |
Воздух |
И, Р, Ф |
|
Радионуклиды |
Пища |
И, Р |
|
|
2 |
Озон1 |
Воздух |
И (тропосфера), Ф (стратосфера) |
|
Хлорорганические соединения и диоксины |
Биота, человек |
И, Р |
|
|
Кадмий |
Пища, вода, человек |
И |
|
|
3 |
Нитраты, нитриты |
Вода, пища |
И |
|
Оксиды азота |
Воздух |
И |
|
|
4 |
Ртуть |
Пища, вода |
И, Р |
|
Свинец |
Воздух, пища |
И |
|
|
Диоксид углерода |
Воздух |
Ф |
|
|
5 |
Оксид углерода |
Воздух |
И |
|
Углеводороды нефти |
Морская вода |
Р, Ф |
|
|
6 |
Фториды |
Пресная вода |
И |
|
7 |
Асбест |
Воздух |
И |
|
Мышьяк |
Питьевая сода |
И |
|
|
8 |
Микробиологические загрязнения |
Пища |
И, Р |
|
Реакционноспособные загрязнения |
Воздух |
И |
Программа импактного мониторинга может быть направлена, например, на изучение сбросов или выбросов конкретного предприятия.
Предметом регионального мониторинга, как следует из самого его названия, является состояние окружающей среды в пределах того или иного региона. Наконец, фоновый мониторинг, осуществляемый в рамках международной программы "Человек и биосфера", имеет целью зафиксировать фоновое состояние окружающей среды, что необходимо для дальнейших оценок уровней антропогенного воздействия.
Программы наблюдений формируются по принципу выбора приоритетных (подлежащих первоочередному определению) загрязняющих веществ и интегральных (отражающих группу явлений, процессов или веществ) характеристик.
Классы приоритетности загрязняющих веществ, установленные экспертным путем и принятые в системе ГСМОС, приведены в таблице1.
Определение приоритетов при организации систем мониторинга зависит от цели и задач конкретных программ: так, в территориальном масштабе приоритет государственных систем мониторинга отдан городам, источникам питьевой воды и местам нерестилищ рыб; в отношении сред наблюдений первоочередного внимания заслуживают атмосферный воздух и вода пресных водоемов. Приоритетность ингредиентов определяется с учетом критериев, отражающих токсические свойства загрязняющих веществ, объемы их поступления в окружающую среду, особенности их трансформации, частоту и величину воздействия на человека и биоту, возможность организации измерений и другие факторы.
Отметим, что приоритеты, выбранные общественными организациями при разработке программ мониторинга, могут быть сформулированы иным образом, не повторяющим ранжирование, принятое в ГСМОС. Это решение вполне оправданно, так как региональные и локальные приоритеты тесно связаны с экономикой региона, с местными источниками воздействия. Наконец, программа общественного мониторинга может быть связана с совершенно конкретной проблемой, которая и будет определять приоритеты в данном случае.
Экологический мониторинг на предприятии
Производственный экологический мониторинг (ПЭМ) — комплекс мероприятий по наблюдению за окружающей средой в районе воздействия предприятия и прогнозирование изменения состояния среды в процессе его работы. Таким образом, ПЭМ позволяет непрерывно отслеживать отрицательные изменения в окружающей среде и своевременно реагировать на них.
В перспективе производственный экологический мониторинг позволяет:
- спланировать деятельность промышленного объекта так, чтобы она наносила минимальный вред окружающей среде;
- разработать мероприятия по восстановлению поврежденной окружающей среды;
- организовать действия по ликвидации последствий негативного воздействия промышленного предприятия на экологию;
- разработать прогноз неблагоприятных изменений в состоянии окружающей среды.
ПЭМ может включать в себя следующие мероприятия:
- Мониторинг атмосферного воздуха;
- Мониторинг загрязняющих выбросов в атмосферу (фиксируется автоматическими измерительными системами АИС);
- Мониторинг водных объектов вблизи промышленного предприятия;
- Мониторинг загрязняющих сточных вод;
- Мониторинг подземных вод;
- Мониторинг окружающей среды на полигонах размещения отходов.
Для каждой системы мониторинга необходима разработка собственной отдельной программы ПЭМ — так, к примеру, загрязнение воды будет измеряться по одним параметрам, вредные выбросы в атмосферу — по другим. Все программы ПЭМ разрабатываются в соответствии со стандартами ГОСТ Р 56063-2014 «Требования к программам производственного экологического мониторинга». Как правило, программа мониторинга включает в себя следующие обязательные разделы:
1. Цели и задачи мониторинга;
2. Описание объекта мониторинга (границы территории, климатические и природные условия, рельеф местности, информацию об источниках загрязнения);
3. Расположение точек отбора проб / расположение точек, в которых проводится расчет уровня загрязнения;
4. Используемое оборудование;
5. Периодичность измерений и расчетов;
6. Порядок сбора, хранения, документирования и оценки результатов мониторинга;
7. Подготовка прогноза измерений уровня загрязнения;
8. Подготовка отчетности по результатам мониторинга.
Виды экологического мониторинга
Мониторинг, организуемый на предприятии, может быть как инструментальным, так и расчетным.
- Инструментальный мониторинг подразумевает отбор проб на проблемных точках (в районе загрязнения водоема или почвы, непосредственно над источниками атмосферных выбросов и т. д.) и их последующий лабораторный анализ. Этот подход позволяет получить наиболее точные результаты.
- Расчетный мониторинг позволяет определить уровень загрязнения на основании полученных данных о выбросах загрязняющих веществ. Благодаря такому подходу можно рассчитать уровень загрязнения не только у самого его источника, но в любом месте территории промышленного объекта.