Тема 2.4. Искусство
Тема 2.4. Искусство
Искусство – форма (область) культуры, которая представляет собой творческое воспроизведение действительности в художественных образах и эстетическое отношение к ней.
Особенностями искусства как способа познания мира являются:
- образность и наглядность: мир познаётся через художественный образ – рождённое воображением художника индивидуальное восприятие действительности;
- использование особых способов отражения окружающей действительности: слово, звук, цвет, форма, движение и т.п.;
- чувственное восприятие окружающего мира: произведения искусства, отражая окружающий мир, обращены к чувствам, эмоциям человека;
- ярко выраженный субъективный характер: огромную роль играет воображение и фантазия художника и зрителя.
Предмет искусства – человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определённых исторических условиях. Форма бытия искусства – художественное произведение. Выделяют пространственно-временные/зрелищные, пространственные/пластические и временные/динамичные виды искусства. В пространственно-временных/зрелищных искусствах сочетаются различные средства выражения художественных образов, действие разворачивается во времени и пространстве. К ним относятся хореография, театр, балет, киноискусство, цирк, эстрада. Для пространственных/пластических характерно пространственное построение образов (архитектура, дизайн, фотоискусство, живопись, скульптура). Во временных/динамичных видах действие разворачивается во времени (литература, музыка).
Функции искусства:
- эстетическая – формирует эстетические вкусы и потребности, пробуждает в человеке стремление к прекрасному;
- познавательная – отражает действительность в образно-символической форме, даёт целостное представление о народе, стране, эпохе;
- воспитательная – способствует развитию личности и её успешной социализации: обучение социальным ролям, социальным нормам и знаниям;
- психологическая – влияет на внутреннюю гармонию личности, способствует сохранению и восстановлению её психологического равновесия;
- гедонистическая – доставляет эстетическое наслаждение от соприкосновения с прекрасным;
- социально-преобразовательная – обращает внимание на социальные проблемы, включает деятельность людей по преобразованию общества;
- ценностно-ориентирующая – содержание произведений искусства ориентирует людей в существующей системе социальных норм и ценностей;
- коммуникативная – общение людей по поводу произведений искусства, контакт автора и зрителя посредством художественного образа.