Планирование и прогнозирование затрат
1. Необходимость планирования затрат
3. Определение допустимой величины затрат
4. Взаимосвязь инвестиционных, текущих затрат и доходности предприятия
5. Влияние инфляции на выбор и принятия решений1. Необходимость планирования затрат
Управление издержками производства вызывает необходимость не только постоянного их анализа, но и объективной оценки затрат на производство и реализацию продукции в целях определения рациональных направлений использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Основными составляющими механизма управления издержками следует считать прогнозирование и планирование. Планирование в системе, с нашей точки зрения, должно рассматриваться как основная функция управления издержками. Наличие разработанного и реализуемого плана предполагает четкое взаимодействие всех исполнителей и все процессы, протекающие на предприятии должны быть хорошо регулируемыми. Планирование затрат на производство продукции должно осуществляться на всех стадиях производственного цикла, в текущих и перспективных планах и центрах ответственности.
Формы
большинства планово-экономических документов неудобны для экономического и
финансового анализа, а также отсутствует система мониторинга
производственно-экономического и финансового состояния предприятия.
Процесс планирования часто начинается от производственных возможностей предприятия, а не от изучения потребностей рынка в его продукции, услугах. При планировании преобладает затратный механизм ценообразования: внутренняя цена зависит от полной себестоимости и норматива рентабельности, без учета рыночных факторов – спроса на данную продукцию, цен конкурирующих товаров.
В этой связи возникает необходимость разработки механизма регулирования деятельности сельскохозяйственных организаций, обеспечивающего поступательное и эффективное их развитие, обусловленное правильным выбором направлений экономического развития, решения социальных задач предприятий и территорий при ограниченности финансовых ресурсов, создавая эффективные взаимоотношения и получение оптимального результата.
Практика показывает, что в рыночных условиях для нормального, устойчивого функционирования и развития предприятия необходимо планирование хозяйственной деятельности, особенно использования производственных ресурсов и повышения их окупаемости. Причем планирование должно осуществляться на всех уровнях организационной структуры. Кроме стратегических планов (в отечественном сельском хозяйстве практически не используемых) и общераспространенных «бизнес-планов» (сохранивших сущность традиционных годовых производственно-финансовых планов) необходимо создавать заново эффективную систему оперативного планирования как часть общей системы управления производством, в том числе издержками производства.
Методика планирования издержек производства, являющаяся по сути методикой принятия управленческого решения включает необходимость четкой характеристики управляемого объекта (основные показатели хозяйственной деятельности за последние несколько лет, современное состояние и перспективы дальнейшего существования). Далее она предполагает анализ производственных затрат сельскохозяйственного предприятия. Следует отметить, что в настоящее время в связи с инфляцией и нарушением сопоставимости данных для экономического анализа затрат нет достаточно полных исследований, в частности, устойчивости в динамике структуры затрат предприятий. Поэтому определение методики планирования затрат является крайне важным.
Прежде всего, необходимо обосновать выбор методики определения суммарных затрат на производство продукции. В последние годы, кроме традиционного планирования затрат через составление предварительной сметы расходов, все большее распространение получает подход, основанный на принципах финансового менеджмента, при котором затраты рассматриваются как один из финансовых потоков и планирование их идет «от выручки и нормы прибыли». То, что второй подход более применим в условиях рыночной экономики, очевидно. Но сложность в том, что строго определенной методики расчетов здесь, в отличие от нормативного метода планирования, не существует. Зато есть весьма внушительный набор инструментов, различных по эффективности, обоснованности и доступности, из которых необходимо выбрать наиболее подходящие для данного объекта исследования. При этом, важно определить пределы регулируемости и оценить возможность регулирования затрат по отдельным статьям. Вместо слова «регулируемость» вполне можно использовать выражение «резервы снижения», более привычное отечественным экономистам. Суть нахождения подобных пределов (или резервов) заключается в том, что руководитель предприятия или специалисты будут знать ожидаемые результаты реализации продукции при определённой рыночной конъюнктуре рынка. Данная методика по сравнению с другими имеет преимущества, а поэтому она может использоваться в общую систему управления затратами предприятия.
Результативность управления затратами должна проявляться в повышении доходности производства. При этом безубыточность производства начинается при сравнительно низком уровне продуктивности и объема производства. Цель анализа безубыточности – определение объема производства продукции, так как он является наиболее важной переменной величиной, оказывающей влияние на размер издержек, доход от продажи и, в конечном итоге, на прибыль. Знание зависимости между изменением объема производства продукции и прибыли позволяет руководству предприятия определить критический уровень производства, при котором издержки будут равны доходам, т. е., точку безубыточного объема реализации продукции или порога рентабельности, ниже которой производство будет убыточным. Обычно производство продукции всегда, или почти всегда, больше реализации, безубыточный объем – это тот минимум, который позволяет получить нулевую прибыль.
Руководство предприятия все время стоит перед необходимостью выбора оптимальных решений, касающихся цены реализации, номенклатуры, ассортимента и объема выпускаемой продукции, кредитной и инвестиционной политики и многого другого. В поисках таких, экономически обоснованных решений рассчитывают и анализируют альтернативные варианты поведения предприятия. Недостаточно, чтобы отдельные решения были экономически эффективными сами по себе. Необходимо добиваться того, чтобы вся деятельность предприятия в комплексе стала рентабельна и обеспечивала денежные поступлении в объеме, удовлетворяющем заинтересованные в экономических результатах производства лица (владельцев, кредиторов, руководителей, работников). Основной задачей планировании затрат и является определение экономических результатов деятельности предприятия, ожидаемых в будущем периоде.
Планирование – один из элементов управления, включающий в себя выбор цели предприятия и средств для ее достижения. Планирование наводит мост между существующим положением и тем, которого мы хотим достичь в будущем.
Основная задача и планирования – сведение к минимуму риска предпринимательства. Планирование может быть краткосрочным и долгосрочным. Краткосрочные планы составляются на месяц, квартал, год. Долгосрочные (перспективные) определяют направления развития предприятия в течение 3–5 лет (для крупных фирм – и на более длительный период). Задача долгосрочного планирования – на основании анализа шансов и рисков, порождаемых внешней, макроэкономической средой, сильных и слабых сторон предприятия выбрать адекватный вариант его деятельности. Для этого необходимо составить прогноз ожидаемой конъюнктуры и изменения внешней экономической среды (просчитать вероятность спада производства, усиления конкуренции, повышения уровня инфляции и т.п.).
Планирование тесно связано с прогнозированием, которое в свою очередь может осуществляться:
1) после планового периода, если процесс имеет предысторию;
2) одновременно с планированием (например, прогнозирование погодно-климатических условий и планирование транспортных перевозок);
3) перед планированием (при создании новых предприятий, отраслей, рынков сбыта, новых видов продукции, услуг).
Прогнозирование – это определение системы вероятностных целей функционирования и развития социально-экономических систем, вероятностных путей и способов их достижения. Прогнозирование принципиально отличается от планирования введением вероятностного характера целей и путей их достижения; в отличие от других функций управления не имеет характера активного воздействия субъекта управления на объект.
Планирование и прогнозирование как важнейшие составные части системы управления предприятием позволяют:
- оценить перспективу развития предприятия на будущее;
- избежать риска банкротства;
- более целеустремленно и эффективно проводить научно-техническую политику на предприятии;
- своевременно обновлять и модернизировать выпускаемую продукцию, повышать ее качество в соответствии с конъюнктурой рынка;
- повышать эффективность производства и улучшать финансовое состояние предприятия.
Прогнозирование сельскохозяйственного производства имеет свои особенности, которые определяются природными и климатическими условиями и, соответственно, сложностью прогнозирования урожайности и продуктивности, большим многообразием биологических и технологических условий производства при огромной территориальной разобщенности, довольно сложной системой взаимосвязей сельскохозяйственного производства с другими отраслями материального производства.
Прогнозирование сельского хозяйства в настоящее время во многих странах с развитой рыночной экономикой играет вполне конкретную роль. Во-первых, оно показывает тенденции развития отрасли, во-вторых, служит определенной базой для проведения аграрной политики, ставящей своей целью на основе прогнозов внесение корректив в перспективный ход развития сельского хозяйства.
Себестоимость является одним из основных показателей эффективности сельскохозяйственного производства, поэтому прогнозирование себестоимости сельскохозяйственной продукции обусловливается необходимостью использования ее показателей при экономическом обосновании различных вариантов прогноза развития и размещения сельского хозяйства, создания обоснованной базы для прогнозирования закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, выявления резервов снижения себестоимости и определения экономической эффективности сельскохозяйственного производства в отдаленной перспективе.
При разработке прогноза общих издержек, себестоимости, как и других экономических прогнозов, проявляется диалектическая взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего. Прогнозирование себестоимости представляет собой научный анализ сложившихся тенденций, выявление факторов, влияющих на их формирование и предвидение возможных изменений издержек производства в результате развития научно-технического прогресса и улучшения использования производственных ресурсов. Поэтому первым этапом в прогнозировании является изучение тенденций изменения издержек на производство сельскохозяйственной продукции, выявление закономерностей и количественных взаимосвязей между основными факторами производства, определение количественного значения отдельных факторов в формировании себестоимости продукции. Наряду с этим определяются показатели исходной информации ретроспективной тенденции и на прогнозируемый период на основе использования данных Комплексной программы научно-технического прогресса, включающей схему развития и размещения сельского хозяйства.
Основными критериями прогноза себестоимости продукции является его научная обоснованность, вероятностный характер предвидения и максимально полный учет условий прогнозного периода. При этом научная достоверность и надежность прогноза зависит от применяемых методов. Как показывает практика, при прогнозировании себестоимости продукции, являющейся сложной динамической системой, положительные результаты может обеспечить применение системного подхода с использованием комплекса различных методов: прогнозной экстраполяции (МНК, приростных коэффициентов, экспоненциального сглаживания), факторного моделирования, нормативного, экспертных оценок, монографического и др. Применение этих методов позволяет проводить смешанное прогнозирование себестоимости нормативно-поисковое), так как расчет прогноза предполагает использование как существующих тенденций, так и заранее заданных норм и нормативов.