Тема 6 АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
1. Предмет,
метод, источники административного права
2. Административные правонарушения
3. Административная ответственность
Административное право – отрасль права, нормы которой регулируют общественные отношения в сфере государственного управления. Государственное управление в узком понимании – это административная деятельность, т.е. деятельность исполнительных органов государственной власти на уровне как Российской Федерации, так и ее субъектов.
Система административного права состоит из общей и особенной части. Первая включает в себя нормы, регулирующие отношения управления в целом, вторая – отношения в пределах конкретных сфер управления.
В сущности, административное право является управленческим правом. Поскольку предметом административного права выступают правоотношения в сфере исполнительной власти, в которых стороны участвуют как носители прав и обязанностей, установленных и обеспеченных административно-правовыми нормами.
Административное право свою регулятивную функцию осуществляет определенным только ему присущим методом воздействия на общественные отношения. Сущность метода обусловливается содержанием государственно-управленческой деятельности и предметом административного права.
Для административного права характерны следующие методы правового регулирования:
- императивный (метод властных предписаний)
- диспозитивный (не подчиненные друг другу субъекты управления договариваются о своих взаимоотношениях при решении какой-либо общей управленческой проблемы)
- рекомендаций (управляющее воздействие со стороны субъекта управления достигается путем принятия решения, имеющего для объекта управления не обязательный, а рекомендательный характер)
- согласования (регулируются отношения между субъектами управления, не находящимися между собой в подчинении)
Норма административного права представляет собой общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государством в целях регулирования соответствующих общественных отношений. Важное значение имеет классификация административно-правовых норм в зависимости от их конкретного юридического содержания. Нормы административного права делятся на виды. Классификация норм осуществляется по различным основаниям (критериям):
1. В зависимости от функций права нормы могут быть регулятивными и охранительными.
2. По содержанию различаются нормы материального и процессуального права. Первые определяют объем и содержание прав и обязанностей участников административно-правовых отношений. Вторые — определяют процедуру реализации прав и обязанностей, установленных материальными нормами для участников отношений.
3. По характеру различают нормы запрещающие, обязывающие, управомочивающие.
4. По юридической силе выделяются нормы законов и нормы подзаконных актов.
5. По степени значимости выделяют нормы общие и специальные.
6. По времени действия выделяют нормы постоянные и срочные (временные).
Различают несколько способов реализации административно-правовых норм: соблюдение, исполнение, использование и применение.
Источниками административного права являются нормативно-правовые акты различной юридической силы, издаваемые органами государственной власти, например, Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, Кодекс об административных правонарушениях и др.
Субъектом административного права выступают конкретные участники правовых отношений. Выделяют индивидуальный субъект (физическое лицо) и коллективный субъект (физические и юридические лица).
Административное правовое отношение представляет собой общественное отношение в сфере государственного управления, урегулированное административно-правовой нормой. Административные правовые отношения могут возникать по инициативе любой из сторон, однако в отличие, например, от гражданско-правовых отношений, в которых стороны равноправны, в административном правоотношении согласие второй стороны не является обязательным условием его возникновения. Они могут возникать вопреки желанию одной из сторон, а для органов государственного управления вступление в административные правовые отношения – это не только возможность, но и их прямая обязанность.
Субъектами административных правовых отношений могут быть органы государственного и муниципального управления, государственные и муниципальные служащие, предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм собственности, граждане России, иностранцы и лица без гражданства.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Административное правонарушение характеризуется следующими признаками:
— во-первых, административное правонарушение есть акт поведения, выражающий действие или бездействие;
— во-вторых, административным правонарушением признается только противоправное поведение, т.е. поведение, нарушающее нормы административного права;
— в-третьих, административное правонарушение всегда наносит определенный вред обществу;
— в-четвертых, противоправностью, которая выражается в запрещении административным законодательством Российской Федерации предусмотренных законом деяний;
— в-пятых, виновностью, т.е. совершением противоправного деяния умышленно или неосторожно;
— в-шестых, общественной вредностью, что находит свое выражение в посягательстве (причинение вреда либо создание угрозы его причинения) на общественные отношения, охраняемые правовыми нормами (обязательными правилами поведения), содержащими соответствующие запреты;
— в-седьмых, привлечением правонарушителя к административной ответственности, т.е. применением за совершенное административное правонарушение установленных законодательством мер ответственности.
Состав административного правонарушения образуют следующие основные элементы:
1) объект правонарушения – общественные отношения, охраняемые законом, то есть то, на что направлено посягательство;
2) объективная сторона – деяние (действие или бездействие), время, место, способ совершения правонарушения, обстановка, последствия, причинная связь между совершенным деянием и наступившими последствиями;
3) субъект правонарушения – физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста или юридическое лицо. К субъектам могут относиться: физические лица - граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, должностные лица, а также организации, учреждения, предприятия;
4) субъективная сторона состоит в психическом отношении нарушителя к совершенному деянию. Центральным элементом здесь выступает вина, которая может проявляться в форме умысла (прямого или косвенного) или неосторожности (самонадеянность и небрежность).
Под административной ответственностью понимается такая разновидность юридической ответственности, которая выражается в применении полномочными органами и должностными лицами конкретных административных санкций (административных взысканий) к лицам, совершившим административные правонарушения (проступки).
К административной ответственности виновные привлекаются на основании законодательства, действующего вовремя и по месту совершения правонарушения.
Как правило, административная ответственность наступает в случае нарушения (неисполнения или ненадлежащего исполнения) норм административного права, а также норм других отраслей права, таких, как финансовое, трудовое, земельное, экологическое и др.
Административные взыскания налагаются специально уполномоченными на это органами: административными комиссиями, должностными лицами.
Дела об административных правонарушениях могут рассматриваться мировыми судьями, судами общей юрисдикции и в арбитражных судах.
Для административной ответственности характерно то, что между органом (должностным лицом), налагающим административное взыскание, и лицом, совершившим административное правонарушение, отсутствуют отношения подчиненности по службе или работе.
Административной ответственности присущи специфические особенности, позволяющие отличать ее от других видов ответственности, установленных законом.
1. Административная ответственность имеет собственную нормативную базу.
2. Основанием административной ответственности является административное правонарушение.
3. Субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица.
4. За административные правонарушения предусмотрены административные взыскания.
5. Административные взыскания применяются кругом уполномоченных органов и должностных лиц: исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами и судьями.
6. Административные взыскания налагаются органами и должностными лицами на неподчиненных им по службе или работе лиц.
7. Применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы.
8. Меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.
Таким образом, административная ответственность обладает общими и особенными чертами, характеризующими ее как разновидность юридической ответственности.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрены следующие виды административных наказаний:
1) предупреждение;
2) административный штраф;
3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
6) административный арест;
7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
8) дисквалификация;
9) административное приостановление деятельности.
Все названные наказания тесно связаны между собой и образуют единую систему. Применение любого из указанных взысканий означает наступление юридически значимого факта привлечения лица к административной ответственности, который имеет последствия в течение одного года, после чего гражданин считается не привлекавшимся к административной ответственности.
Административные наказания делятся на основные и дополнительные. Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, дисквалификация и административное приостановление деятельности могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний.