Перейти к основному содержанию
ЭИОС ПГАУ
  • В начало
  • Дополнительно
Русский ‎(ru)‎
Русский ‎(ru)‎ English ‎(en)‎
Вы используете гостевой доступ
Вход
ЭИОС ПГАУ
В начало
Развернуть всё Свернуть всё
  1. Личный кабинет
  2. 2025-2026 Правоведение з/о агроинжен
  3. Материалы для изучения
  4. Тема 6 АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

Тема 6 АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

Требуемые условия завершения

1. Предмет, метод, источники административного права

2. Административные правонарушения

3. Административная ответственность

 

Административное право – отрасль права, нормы которой регулируют общественные отношения в сфере государственного управления. Государственное управление в узком понимании – это административная деятельность, т.е. деятельность исполнительных органов государственной власти на уровне как Российской Федерации, так и ее субъектов.

Система административного права состоит из общей и особенной час­ти. Первая включает в себя нормы, регулирующие отношения управления в целом, вторая – отношения в пределах конкретных сфер управления.

В сущности, административное право является управленческим правом. Поскольку предметом административного права выступают правоотношения в сфере исполнительной власти, в которых стороны участвуют как носители прав и обязанностей, установленных и обеспеченных административно-правовыми нормами.

Административное право свою регулятивную функцию осуществляет определенным только ему присущим методом воздействия на общественные отношения. Сущность метода обусловливается содержанием государственно-управленческой деятельности и предметом административного права.

Для административного права характерны следующие методы правового регулирования:

- императивный (метод властных предписаний)

- диспозитивный (не подчиненные друг другу субъекты управления договариваются о своих взаимоотношениях при решении какой-либо общей управленческой про­блемы)

- рекомендаций (управля­ющее воздействие со стороны субъекта управления достигается путем принятия решения, имеющего для объекта управления не обязательный, а реко­мендательный характер)

- согласования (регулиру­ются отношения между субъектами управления, не находящимися между собой в подчинении)

Норма административного права представляет собой общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государством в целях регулирования соответствующих общественных отношений. Важное значение имеет классификация административно-правовых норм в зависимости от их конкретного юридического содержания. Нормы административного права делятся на виды. Классификация норм осуществляется по различным основаниям (критериям):

1.    В зависимости от функций права нормы могут быть регулятив­ными и охранительными.

2.    По содержанию различаются нормы материального и процессу­ального права. Первые определяют объем и содержание прав и обязанно­стей участников административно-правовых отношений. Вторые — опре­деляют процедуру реализации прав и обязанностей, установленных мате­риальными нормами для участников отношений.

3.    По характеру различают нормы запрещающие, обязывающие, управомочивающие.

4.    По юридической силе выделяются нормы законов и нормы подза­конных актов.

5.    По степени значимости выделяют нормы общие и специальные.

6.    По времени действия выделяют нормы постоянные и срочные (временные).

Различают несколько способов реализации административно-­правовых норм: соблюдение, исполнение, использование и применение.

Источниками административного права являются нормативно-правовые акты различной юридической силы, издаваемые органами государственной власти, например, Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, Кодекс об административных правонарушениях и др.

Субъектом административного права выступают конкретные участники правовых отношений. Выделяют индивидуальный субъект (физическое лицо) и коллективный субъект (физические и юридические лица).

Административное правовое отношение представляет собой общест­венное отношение в сфере государственного управления, урегулированное административно-правовой нормой. Административные правовые отношения могут возникать по ини­циативе любой из сторон, однако в отличие, например, от гражданско-­правовых отношений, в которых стороны равноправны, в административ­ном правоотношении согласие второй стороны не является обязательным условием его возникновения. Они могут возникать вопреки желанию од­ной из сторон, а для органов государственного управления вступление в административные правовые отношения – это не только возможность, но и их прямая обязанность.

Субъектами административных правовых отношений могут быть ор­ганы государственного и муниципального управления, государственные и муниципальные служащие, предприятия, учреждения и организации неза­висимо от организационно-правовых форм собственности, граждане Рос­сии, иностранцы и лица без гражданства.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Феде­рации об административных правонарушениях установлена администра­тивная ответственность.

Административное правонарушение характеризуется следующими признаками:

—     во-первых, административное правонарушение есть акт поведе­ния, выражающий действие или бездействие;

—         во-вторых, административным правонарушением признается только противоправное поведение, т.е. поведение, нарушающее нормы ад­министративного права;

—     в-третьих, административное правонарушение всегда наносит оп­ределенный вред обществу;

—     в-четвертых, противоправностью, которая выражается в запреще­нии административным законодательством Российской Федерации преду­смотренных законом деяний;

—     в-пятых, виновностью, т.е. совершением противоправного деяния умышленно или неосторожно;

—     в-шестых, общественной вредностью, что находит свое выраже­ние в посягательстве (причинение вреда либо создание угрозы его причи­нения) на общественные отношения, охраняемые правовыми нормами (обязательными правилами поведения), содержащими соответствующие запреты;

— в-седьмых, привлечением правонарушителя к административной ответственности, т.е. применением за совершенное административное пра­вонарушение установленных законодательством мер ответственности.

Состав административного правонарушения образуют следующие основные элементы:

1) объект правонарушения – обще­ственные отношения, охраняемые законом, то есть то, на что направлено посягательство;

2) объективная сторона – дея­ние (действие или бездействие), время, место, способ совершения право­нарушения, обстановка, последствия, причинная связь между совершен­ным деянием и наступившими последствиями;

3) субъект правонарушения – фи­зическое лицо, достигшее 16-летнего возраста или юридическое лицо. К субъектам могут относиться: физические лица - граждане РФ, ино­странные граждане, лица без гражданства, должностные лица, а также ор­ганизации, учреждения, предприятия;

4) субъективная сторона состо­ит в психическом отношении нарушителя к совершенному деянию. Цен­тральным элементом здесь выступает вина, которая может проявляться в форме умысла (прямого или косвенного) или неосторожности (самонаде­янность и небрежность).

Под административной ответственностью понимается такая разно­видность юридической ответственности, которая выражается в примене­нии полномочными органами и должностными лицами конкретных адми­нистративных санкций (административных взысканий) к лицам, совер­шившим административные правонарушения (проступки).

К административной ответственности виновные привлекаются на основании законодательства, действующего вовремя и по месту соверше­ния правонарушения.

Как правило, административная ответственность наступает в случае нарушения (неисполнения или ненадлежащего исполнения) норм админи­стративного права, а также норм других отраслей права, таких, как финан­совое, трудовое, земельное, экологическое и др.

Административные взыскания налагаются специально уполномочен­ными на это органами: административными комиссиями, должностными лицами.

Дела об административных правонарушениях могут рассматриваться мировыми судьями, судами общей юрисдикции и в арбитражных судах.

Для административной ответственности характерно то, что между органом (должностным лицом), налагающим административное взыска­ние, и лицом, совершившим административное правонарушение, отсутст­вуют отношения подчиненности по службе или работе.

Административной ответственности присущи специфические осо­бенности, позволяющие отличать ее от других видов ответственности, ус­тановленных законом.

1.   Административная ответственность имеет собственную норматив­ную базу.

2.   Основанием административной ответственности является админи­стративное правонарушение.

3.   Субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица.

4.    За административные правонарушения предусмотрены админист­ративные взыскания.

5.    Административные взыскания применяются кругом уполномочен­ных органов и должностных лиц: исполнительной власти, местного само­управления, а также судами и судьями.

6.    Административные взыскания налагаются органами и должност­ными лицами на неподчиненных им по службе или работе лиц.

7.    Применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы.

8.   Меры административной ответственности применяются в соответ­ствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.

Таким образом, административная ответственность обладает общими и особенными чертами, характеризующими ее как разновидность юриди­ческой ответственности.

Кодексом Российской Федерации об административных правонару­шениях предусмотрены следующие виды административных наказаний:

1)    предупреждение;

2)     административный штраф;

3)    возмездное изъятие орудия совершения или предмета администра­тивного правонарушения;

4)    конфискация орудия совершения или предмета административно­го правонарушения;

5)     лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

6)     административный арест;

7)   административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

8)     дисквалификация;

9)     административное приостановление деятельности.

Все названные наказания тесно связаны между собой и образуют единую систему. Применение любого из указанных взысканий означает наступление юридически значимого факта привлечения лица к админист­ративной ответственности, который имеет последствия в течение одного года, после чего гражданин считается не привлекавшимся к администра­тивной ответственности.

Административные наказания делятся на основные и дополнитель­ные. Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, дисквалификация и административное приостановление деятельности мо­гут устанавливаться и применяться только в качестве основных админист­ративных наказаний.


Эта лекция ещё не готова к использованию.
Служба поддержки сайта
Вы используете гостевой доступ (Вход)
На платформе Moodle