Skip to main content
ЭИОС ПГАУ
  • Home
  • More
English ‎(en)‎
Русский ‎(ru)‎ English ‎(en)‎
You are currently using guest access
Log in
ЭИОС ПГАУ
Home
Expand all Collapse all
  1. Dashboard
  2. 2025-2026 Геополитика и национальная безопасность о/з менеджм
  3. Лекции
  4. Тема Национальные интересы и национальная безопасность

Тема Национальные интересы и национальная безопасность

Completion requirements

 

1. Понятие и сущность национальных интересов

Образ жизни и функции личности, общества и государства, как объекты национальной безопасности, задают их общие интересы — национальные интересы. Они выступают как некоторый баланс или компромисс между в целом очень противоречивыми интересами отдельных личностей, социальных организаций и государственный органов.

Национальные интересы для любой страны — это объективный фактор, обусловленный всей совокупностью ее жизненных потребностей. Их содержание — свое у каждой страны — обусловливает, какой должна быть политика государства, чтобы его целостность и благополучие были надежно обеспечены и защищены, ее граждане жили в уважаемом во всем мире государстве.

В национальных интересах аккумулируется отношение нации ко всей совокупности общественно-политических институтов, материальных и духовных ценностей,

К числу коренных, основополагающих национальных интересов относятся: территориальная целостность страны, государственное самоопределение и политическое самоуправление народа, достойное место в мировом сообществе среди других подобных образований, процветание страны и населения на основе обеспечения прав личности и благополучия всех составляющих его социальных групп.

Национальный интерес формируется на основе рациональных потребностей, ценностных предпочтений и реальных условий, в которых находится в настоящий момент общество. При этом этот процесс (формирование национального интереса) на уровне отдельной страны субъекты визируется теми социальными силами, которые располагают реальными возможностями и, следовательно, определенной властной субстанцией, позволяющими реализовать тот или иной интерес. Это потребности общества и государства в понимании действующих политиков. Другими словами, национальный интерес выступает как субъективная форма объективных потребностей общества и государства, сформулированная их элитой на основе ценностных предпочтений с учетом обстоятельств. И весь вопрос в данном случае заключается в том, насколько общество и государство взаимосвязаны в процессах воспроизводства своих функций. Другими словами, «интерес — это то, что сцепляет друг с другом членов гражданского общества».

В соответствии со «Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», под национальным интересом понимается совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства.

Национальные интересы, равно как и потребности, делятся на внутренние и внешние. При этом они неравнозначны и объединяют три взаимосвязанных блока:

§     фундаментальные интересы, идентичные для любой страны, так как определяют необходимость «выживания» нации. К внутренним относят стабильность и развитие. Их баланс делает страну устойчивой и целостной. Внешние интересы включают в себя: территориальную целостность; политический суверенитет, т.е. независимость; сохранение господствующего политико-экономического режима (конституционного строя); процветание;

§     национальные ценности — национальная идеология и культурная самобытность, определяющие цивилизационную уникальность страны;

§     текущие интересы, необходимость защиты которых определяется текущей обстановкой и обеспечением намеченного курса развития страны.

Фундаментальные интересы и ценности образуют совокупность жизненно-важных интересов страны, связанных с ее выживанием и развитием. Текущие интересы формулируются политическим руководством страны, исходя из жизненно-важных интересов. Так. национальные интересы Российской Федерации на долгосрочную перспективу заключаются:

§     в развитии демократии и гражданского общества, повышении конкурентоспособности национальной экономики;

§     обеспечении незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации;

§     превращении Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира.

Классификация и виды национальных интересов

Классификация национальных интересов может осуществляться по различным основаниям, что подчеркивает их социальную значимость (табл.2.1).

Классификация интересов

По степени общности

§     индивидуальные

§     групповые

§     корпоративные

§     общественные

§     национальные

§     общечеловеческие

По субъектам

§     личности

§     общества

§     государства

§     коалиции государств

§     мирового сообщества

По сферам деятельности

§     экономические

§     внешнеполитические

§     внутриполитические

§     военные

§     информационные

§     духовные

По направленности

§     совпадающие

§     не совпадающие

§     конфронтационные

§     параллельные

По степени значимости

§     жизненно

§     важные

§     текущие

Интерес — функция положения субъекта по отношению к другим субъектам. Поэтому интересы страны или национальные интересы проявляются в ходе ее взаимодействия с другими странами. При этом к основным факторам, определяющим национальные интересы, относятся:

Объективные: геополитическое положение и национальные особенности; наличие ресурсов и соответствующего потенциала: значимость в системе международных отношений.

Субъективные: сложившаяся система принятия стратегических решений; международный и внутренний имидж политической и деловой элиты страны.

Функции интереса:

§     объяснительная (декларативная) — для объяснения собственных намерений и предпринимаемых действий;

§     оправдательная — для оправдания своих действий;

§     оценочная — для оценки каждой конкретной ситуации и поиска единомышленников — союзников, друзей, партнеров, прихлебателей:

§     побудительная — для формулирования своих дальнейших действий. Интерес побуждает к действиям и порождается той средой, в которой действует субъект (для страны — внутри- и внешнеполитический).

Таким образом, национальный интерес — это субъективная форма выражения объективных потребностей общества, которые в обобщенном виде выражаются через интересы государства.

Всякий расчет интересов может быть сделан лишь в рамках определенной системы ценностей, без которой невозможно понять, что есть «потеря», а что — «приобретение». Поэтому доктрина любой страны есть продукт ее стратегической культуры. Стратегическая культура — исторически сложившийся предпочтительный метод решения жизненно важных для страны проблем. Она обусловливается национальными традициями, пространственным, географическим положением, мировоззрением и мировосприятием, историческим опытом.

В широком смысле стратегическая культура включает в себя две части:

§     базовые положения о стратегической среде, природе противника, об угрозах, о месте и роли военной силы и ее эффективном применении;

§     положения на оперативном уровне, отвечающие на вопрос: какие стратегические решения являются более эффективными для борьбы с имеющимися вызовами и угрозами? На этом уровне стратегическая культура влияет на поведенческий выбор.

Стратегическая культура конкретного государства объясняет особенности его стратегии лучше, чем императивы международного окружения. При этом имеется в виду, что коллективно разделяемые идеи, верования и нормы не меняются с такой же скоростью, как влияющие на них внешние и внутренние обстоятельства. Стратегическая культура подвергается воздействию двух факторов: это собственная политическая культура, т.е. внутренний фактор, и внешние факторы, например, структурные изменения или воздействия внешних угроз и вызовов. В этом случае стратегическая культура определяет подход к решению внешних и внутренних проблем, сформировавшихся как реакция на изменение внешней или внутренней обстановки.

Эти подходы задаются такими «парами», как:

§     вовлеченность — изоляционизм;

§     опора на силу — опора на несиловые инструменты;

§     односторонность — вступление союзов и др.

Кроме того, стратегической культурой определяется и сам стиль поведения страны на международной арене (статус-кво — империализм), а также стиль руководства страной, мобилизации населения на защиту национальных интересов и т.д.

Идентификация национальных интересов производится на уровне восприятия собственных потребностей и возможностей. Именно на уровне восприятия формулируются доктрины и концепции национальной безопасности. При этом доктрина является теоретико- идеологическим обоснованием государственной политики. Ее главными составляющими выступают национальные интересы страны на данном этапе и образ врага, препятствующего удовлетворению этих интересов. Концепция же — совокупностью взглядов и рекомендаций по поводу того, какую политику государству целесообразнее проводить. Концепция носит более «прагматический», прикладной характер, нежели доктрина. Это как бы «теория» обеспечения национальной безопасности.

Любой официальный документ в области национальной безопасности, будь то стратегия, доктрина или концепция, является в первую очередь отражением культурного опыта данного общества в данной области. Стратегической культурой определяется также и то, что в одних странах национальная доктрина фиксируется на институциональном уровне в виде программных документов правительства (имеет законченную внутреннюю структуру, например «послания президента»), а в других четко сформулированные документы такого рода могут и отсутствовать. В этом случае отдельные их элементы могут быть разбросаны по текущим выступлениям официальных лиц государства, отражаться в теоретических работах в области безопасности, программах партий и политических движений и т.д. Тем не менее ни одно государство не обходится как без национальной доктрины, так и без концепции национальной безопасности.

Доктрина обеспечения национальной безопасности идеологически (на уровне эмоций и культурной самобытности), а концепция теоретически (на уровне алгоритмов и рекомендаций) задают основу для формулирования стратегических приоритетов (целей национальной безопасности) — того результата — уровня защищенности национальных интересов, — требующегося стране.

2. Национальная безопасность и ее составляющие

Впервые в политическом лексиконе понятие национальной безопасности употреблено в 1904 г. в послании президента США Теодора Рузвельта Конгрессу США, где он обосновывал военную акцию присоединения зоны в районе будущего Панамского канала интересами национальной безопасности — национальными интересами. В последующие годы эта проблема стала стержневой в исследованиях американских политологов. Сегодня понятие «национальная безопасность» достаточно прочно вошло в лексикон и жизнь современного общества и государства во многих странах мира.

Национальная безопасность — это защищенность жизненно важных интересов личностей (граждан), общества и государства, а также национальных ценностей и образа жизни от широкого спектра внешних и внутренних угроз, различных по своей природе (политических, военных, экономических, информационных, экологических и др.).

Понятийный аппарат категории «национальная безопасность» можно разделить на несколько групп.

Первая группа включает в себя категории «личность (человек) - общество (народ) - государство (нация)».

Под личностью подразумевается «устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивидуума как члена общества»;

под обществом — «совокупность социальных связей и отношений личностей (граждан) с общими целями и конкретными условиями жизни»;

под государством — «форма политической организации общества, совокупность институтов управления и организации оседлого населения, занимающего определенную территорию и подчиненного одной власти».

Вторая группа включает в себя категории «потребности, ценности и интересы» как отдельных личностей (граждан), так и их различных сообществ.

Под потребностями обычно подразумевается все необходимое им для самосохранения, самовоспроизводства и самосовершенствования. Для безопасности особенно важны индивидуальные (базовые) потребности в пище, одежде, жилище, поскольку их неудовлетворение может привести к прекращению жизни. Без социальных потребностей немыслимо нормальное функционирование любых сообществ личностей (граждан), а без духовных их развитие, необходимое в том числе и для адаптации к непрерывно изменяющейся среде обитания.

Способность отдельных личностей (граждан) удовлетворять свои потребности — главный системообразующий фактор. Ее значимость подтверждают врожденные (самосохранения и размножения) и приобретенные (самосовершенствования) инстинкты, утрата которых равносильна гибели всей популяции. Вот почему логично утверждать: безопасность отдельных личностей (граждан) достигается удовлетворением потребностей, необходимых для их самосохранения, самовоспроизводства и самосовершенствования.

 

Все объективно пригодное для удовлетворения какой-либо потребности обычно рассматривается как соответствующая ценность. По степени влияния на жизнь отдельных личностей (граждан) и образуемых ими сообществ ценности подразделяются на:

• общезначимые - универсальные (свобода слова, мысли, местожительства) и кардинальные (истина, справедливость, красота);

• этосные (партикулярные) — обычаи, традиции, верования и святыни.

По принадлежности все ценности могут быть поделены на индивидуальные, групповые и общенациональные.

Субъективные представления отдельных личностей или сообществ о том, что необходимо для удовлетворения их потребностей, представляют их интересы.

Третья группа включает в себя категории «опасности, угрозы, вызова, риска, ущерба».

 

Опасность — это осознаваемая, объективно существующая, но не фатальная вероятность (возможность) негативного воздействия на социальный организм.

Существует несколько классификаций опасности.

1. По характеру адресной направленности в возникновении опасности можно выделить:

вызов — совокупность обстоятельств, не обязательно конкретно угрожающего характера, но, безусловно, требующих реагировать на них с целью предупреждения и/или снижения возможного ущерба;

угроза — наиболее конкретная и непосредственная форма опасности, т.е. актуализированная (уже действующая опасность), характеризуемая конкретной формой проявления и способом воздействия. Угроза это совокупность условий и факторов, создающих опасность интересам граждан, общества и государства, а также национальным ценностям и национальному образу жизни. С момента своего появления на Земле человек живет в окружении постоянных угроз, исходящих извне и существующих внутри его сообщества. Угрозы исходят от различного рода источников опасности;

риск — это вероятность (возможность) возникновения неблагоприятных и нежелательных последствий деятельности самого субъекта.

2. В соответствии с причинно-следственной обусловленностью объективно существующие опасности и угрозы могут быть подразделены на следующие группы:

1) причиняющие ущерб непосредственно здоровью и жизни личностей (граждан);

2) делающие это косвенно вследствие сокращения или опустошения принадлежащей территории и разрушения присущего им уклада духовной и общественной жизни.

3. По источникам возникновения опасности.

Источники возникновения опасности — это условия и факторы, таящие в себе и при определенных условиях сами по себе либо в различной совокупности обнаруживающие враждебные намерения, вредоносные свойства, деструктивную природу. Среди источников угроз и опасностей выделяют:

естественно-природные;

техногенные;

социальные.

4. В зависимости от вида энергии все опасности могут быть подразделены на следующие классы;

1) природно-экологические, вызванные разрушительным воздействием стихийных бедствий и антропогенным нарушением естественной миграции вещества;

2) техногенно-производственные, связанные с возможностью нежелательных выбросов энергии, накопленной в созданных людьми технологических объектах;

3) антропогенно-социальные, обусловленные умышленным сокрытием или искажением информации, а также спецификой ее интерпретации и восприятия личностями (гражданами).

5. По степени вероятности различают реальные и потенциальные опасности.

6. По уровню (размаху и масштабам возможных негативных последствий) опасности могут быть:

международные (глобальные и региональные);

национальные, региональные и локальные;

частные (фирм и личности).

Наконец, опасности выделяют по сферам общественной жизни и видам человеческой деятельности.

 

Ущерб — результат разрушительного изменения целостности и/или свойств конкретных личностей (граждан) и принадлежащих им материальных или духовных ценностей.

Четвертая группа категорий «устойчивость—стабильность—живучесть». Безопасность и жизнестойкость каких-либо систем или отдельных объектов достигается благодаря их устойчивости, стабильности и живучести.

Под устойчивостью обычно подразумевают способность объектов нормально функционировать при различных возмущающих воздействиях;

под стабильностью — совокупность устойчивости к широкому диапазону продолжительно действующих возмущающих факторов;

под живучестью — способность систем сохранять рациональную структуру и функционирование в условиях целенаправленного противодействия.

Так как жизнь общества (народа) развертывается в различных сферах и в каждой из них возможно действие неблагоприятных факторов, национальная безопасность предстает как многоплановая, многосторонняя и многоуровневая характеристика.

В содержательном плане национальная безопасность включает в себя следующие виды: экономическую; социальную; политическую; военную; экологическую; правовую; научно-техническую, технологическую; культурную; интеллектуальную; инновационную, информационную; демографическую; генетическую; криминологическую, психологическую, энергетическую и др.

Основу национальной безопасности государства составляют его национальные интересы.

Предмет, система, объекты и политика национальной безопасности. Предмет национальной безопасности — это объективные закономерности появления и снижения ущерба, обусловленного социальными, природно-экологическими и техногенно-производственными угрозами и вызовами нации, ее базовым потребностям, ценностям и интересам.

Защита национальных интересов государства осуществляется системой национальной защиты, разрабатываемой на основе концепции национальной безопасности.

Система национальной безопасности — специально созданная в государстве и конституированная совокупность правовых норм, законодательных я исполнительных органов, а также средств, методов и направлений их деятельности по обеспечению надежной защиты национальных интересов. В зависимости от субъекта, выступающего организующим началом, различаются государственная система безопасности и общественная система безопасности. Обе они дополняют и взаимно контролируют друг друга в выявлении реальных и потенциальных угроз национальным интересам, поиске путей эффективного противодействия им, определения национальных приоритетов. Высокая эффективность системы национальной безопасности достигается ее взаимодействием с международными и региональными системами безопасности.

Объекты национальной безопасности - это реально существующие явления, процессы и отношения, защита которых составляет стратегическую цель и основное содержание политики безопасности.

Объектами национальной безопасности в соответствии с данным определением могут быть личность (человек), общество (народ), государство (нация), взаимоотношения между ними, а также явления и процессы, сопровождающие их взаимоотношения.


This lesson is not ready to be taken.
Contact site support
You are currently using guest access (Log in)
Powered by Moodle