Skip to main content
ЭИОС ПГАУ
  • Home
  • More
English ‎(en)‎
Русский ‎(ru)‎ English ‎(en)‎
You are currently using guest access
Log in
ЭИОС ПГАУ
Home
Expand all Collapse all
  1. Dashboard
  2. ЭМ-25
  3. General
  4. Практическое занятие №8

Практическое занятие №8

Completion requirements

Алгоритм организации мониторинга объектов в местах размещения отходов (подземные воды, загрязненные почвы) 

Мониторинг объектов размещения отходов осуществляется в соответствии со ст.11 ФЗ «Об отходах производства и потребления от 10 июня 1998г. № 89-ФЗ (в ред. 31.декабря 2005г.). Мониторинг объектов размещения отходов производства и потребления проводится организациями, имеющими полигоны или площадки по складированию, обезвреживанию, захоронению промышленных и бытовых отходов, шламонакопители, хвостохранилища и т. д. Основной задачей мониторинга объектов размещения отходов является оценка воздействия на окружающую среду (атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды, почву). Для подготовки раздела необходимы следующие материалы: 

 Результаты инвентаризации мест захоронения и хранения отходов производства и потребления, включая твердые бытовые отходы (ТБО), в соответствии с «Временными методическими рекомендациями по проведению инвентаризации мест захоронения и хранения отходов в РФ», Министерство охраны окружающее среды и природных ресурсов РФ, 06.07.1995г. Для организации мониторинга используются, в основном, данные разделов: 

 Оценка степени влияния мест складирования, хранения и захоронения отходов на окружающую среду; 

 Организация режимной наблюдательной сети на полигонах; 

 Приложение к типовой форме инвентаризации пояснительная записка «Оценка экологической опасности мест захоронения и хранения отходов». Пояснительная записка должна содержать карту-схему мест захоронения и складирования отходов. На карту–схему должны быть нанесены основные водотоки и места складирования, хранения и захоронения отходов. 

 Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с «Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», М. 2002г.. 

Норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции. Лимиты на 80 размещение отходов, разрабатываемые в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду, количеством, видом и классами опасности образующихся отходов и площадью (объемом) объекта их размещения, устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которое разрешается.  Классификация отходов в соответствии с приказом МПР России от 02.12.2002г. №786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов», зарегистрированного в Минюсте РФ 09.-1.2003г. №4107 с учетом приказа МПР России от 30.07.3003г. №663 «О внесении дополнений в федеральный классификационный каталог отходов», утвержденный приказом МПР России от 02.12.2002г. №786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов»  Класс опасности отходов в соответствии с приказом МПР России от 15.06.2001г. №511 «Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды». Класс опасности отходов устанавливается по степени возможного вредного воздействия на окружающую среду при непосредственном или опосредованном воздействии опасного отхода на нее в соответствии с установленными критериями. Отнесение отходов к классу опасности для окружающей среды может осуществляться расчетным или экспериментальным методами. В случае отнесения производителями отходов отхода расчетным методом к 5-ому классу опасности необходимо его подтверждение экспериментальным методом. При отсутствии подтверждения 5-ого класса опасности экспериментальным методом отход может быть отнесен к 4-ому классу опасности. Экспериментальный метод отнесения к классу опасности для окружающей среды осуществляется в лабораториях, аккредитованных на этот вид деятельности. Экспериментальный метод используется в следующих случаях: 

 Для подтверждения отнесения отходов к 5-ому классу опасности, установленного расчетным путем; 

 При отнесении к классу опасности отходов, у которых невозможно определить их качественный и количественный состав; 

 При уточнении по желанию и за счет заинтересованной стороны класса опасности опасных отходов, полученного в соответствии с установленными критериями или расчетным методом. 

Экспериментальный метод основан на биотестировании водной вытяжки отходов. 

 Наличие материалов, представляемых на государственную экологическую экспертизу, в соответствии с «Методическими рекомендациями по подготовке материалов, представляемых на государственную экологическую экспертизу», утвержденных приказом МПР России от 09.07.2003г. №575. В материалах обоснования отображаются условия и способы обращения с опасными отходами и раскрывается готовность соискателя лицензии обеспечить выполнение лицензионных требований и условий осуществления 81 деятельности по обращению с опасными отходами, включающей деятельность, в процессе которой образуются опасные отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов. В разделе «Сведения о намечаемой деятельности по размещению опасных отходов» приводится информация об организации мониторинга состояния окружающей среды на объекте по размещению опасных отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду. 

 Заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы 

Документ, подтверждающий наличие лицензии. 

 Свидетельство об оценке состояния измерений или аккредитации лаборатории, выполняющей измерения. В случае привлечения сторонних организаций для выполнения измерений необходимо свидетельство об аккредитации с приложением области аккредитации. При наличии этих документов в других разделах достаточно дать ссылку на раздел, в котором эти документы приведены. При осуществлении мониторинга объектов размещения отходов субъект хозяйственной деятельности осуществляет наблюдения за состоянием загрязнения подземных вод, почв, поверхностных вод и атмосферного воздуха. Рекомендации, изложенные в подразделах 12.1 и 12.2, распространяются на все антропогенные источники, оказывающие воздействие на загрязнение подземных вод и почв. Алгоритм мониторинга состояния загрязнения подземных вод Все работы в системе мониторинга подземных вод проводятся в соответствии с «Методическими рекомендациями по организации и ведению мониторинга подземных вод», М., ВСЕГИНГЕО, 1985г. и «Методическими рекомендациями по выявлению и оценке загрязнения подземных вод», М.,ВСЕГИНГЕО, 1990г. Для организации мониторинга подземных вод субъект хозяйственной деятельности обеспечивает: 

 Создание локальной сети наблюдений для выявления антропогенного загрязнения подземных вод. 1. Локальная сеть располагается на наиболее типичных, сложных и важных по гидрологическим условиям и видам техногенного влияния объектах, площадках. Основным элементом сети является наблюдательная скважина. Конструкция скважины, материалы, используемые для обсадки и фильтра, а также длительность прокачки перед отбором пробы – параметры, определяющие качество получаемых результатов, а, следовательно, достоверность информации, получаемой в системе. 2. Сеть размещается с учетом местоположения, характера и размеров (формы) источников загрязнения; конфигурации области загрязнения подземных вод; строения водоносного горизонта (мощность, неоднородность 82 и его граничных условий; направления естественного движения подземных вод); скорости движения загрязненных подземных вод; местоположения водозаборных сооружений и путей поступления к ним загрязненных или природных некондиционных вод. 3. Количество наблюдательных скважин и их расположение должны быть «скользящими» во времени, т.е. наращивание такой сети должно определяться характером (неравномерное или равномерное перемещение фронта загрязнения) и скоростью перемещения загрязненных вод, которые устанавливаются по результатам начального этапа наблюдений. 4. В районах источников загрязнения наблюдательная сеть наращивается от источника вниз по потоку подземных вод, а в районе водозаборов – от границы области загрязнения по направлению к водозабору. Частота опробывания определяется скоростью движения загрязненных вод по пласту и расположением скважин относительно границы этих вод, вблизи границы частота отбора увеличивается. Пробы анализируются на стандартные показатели и на характерные загрязняющие вещества. 5. В районе промышленных и сельскохозяйственных объектов основная нагрузка поступающими с поверхности земли загрязняющими веществами падает на грунтовые воды. Поэтому наблюдательные скважины оборудуются преимущественно на горизонт грунтовых вод. Наблюдательные скважины размещают по направлению естественного движения подземных вод, а также по направлению к ближайшим водозаборам (на расстоянии не более 100 м до ближайшей к хранилищу отходов скважины и 100-200м до каждой из последующих скважин). Сеть должна давать площадную картину загрязнения подземных и грунтовых вод. 6. Наблюдательная сеть должна включать скважины, находящиеся в зоне влияния источника загрязнения, и фоновые скважины. 7. На водозаборах, где загрязнение может быть вызвано поступлением загрязняющих веществ с поверхности или с некондиционными водами из эксплуатируемого или смежного горизонта, или из поверхностных водоемов и водотоков наблюдательная сеть оборудуется как в пределах водозаборов, так и на прилегающих к ним территориях. На водозаборах речных долин (инфильтрационных) сеть образуют скважины по фронту между водозабором и берегом реки, в количестве не менее четырех, и не менее двух гидрометрических створов – на участке водозабора и выше по течению. При подтягивании некондиционных вод со стороны речных террас 2-3 наблюдательные скважины размещают между водозабором и границей загрязняющих вод. На водозаборах артезианских вод наблюдательные скважины располагаются по фронту водозабора на двух-трех створах вкрест границы некондиционных вод по две на каждом створе. При небольшом водозаборе и достаточно однородном водоносном горизонте можно ограничиться одним створом, расположенным по кратчайшему расстоянию от границы некондиционных вод. 83 8. Наблюдения и постоянный контроль на водозаборах осуществляют предприятия-водопользователи. 

 Разрабатывает программу наблюдений. 

1. Типовая программа включает определение: 

 физических свойств воды; 

 содержание главных ионов: кальция, магния, натрия, калия, гидрокарбонат и карбонат-ионов, сульфат- и хлорид-ионов, сухого остатка; 

 биогенных элементов – азот, в форме нитрит-, нитрат-ионов и иона аммония; 

 железа различных степеней окисления; 

 растворенных газов – свободного углекислого газа и сероводорода; 

 общей жесткости и показателя рН; 

 содержание органических веществ оценивается по косвенным показателям – перманганатной окисляемости или химическому потреблению кислорода, при необходимости контролируется содержание фтора. 

2. План наблюдений на локальной сети наряду с общими гидрохимическими исследованиями включает определение специфических приоритетных загрязняющих веществ, поступающих в подземные воды (нефтепродукты, фенолы, тяжелые металлы – свинец, кадмий, ртуть и др.). 

3. Периодичность отбора проб – четыре раза в год: весной и осенью, летом и зимой. Отбор, транспортировка, хранение проб сточных и природных вод проводится в соответствии с ГОСТ Р 51592-2000 «Общие требования к отбору проб»* . Настоящий ГОСТ распространяется на любые типы вод, хотя ранее для различных категорий вод (сточных, природных, питьевых) применялись отдельные нормативные документы, регламентирующие отбор, транспортировку и хранение проб. Все методики, используемые для мониторинга, должны соответствовать требованиям ГОСТа Р 8.563-96 (с дополнениями № 1 и 2, 2001 и 2002гг.). «Государственная система обеспечения единства измерений. Методики выполнения измерений». Указанный ГОСТ содержит требования к разработке методик выполнения измерений (МВИ), аттестации МВИ, стандартизации и метрологическому надзору за аттестованными МВИ. В соответствии с требованиями настоящего ГОСТа МВИ, используемые в сфере охраны окружающей среды, подлежат обязательной аттестации, поскольку измерения в области охраны окружающей среды в соответствии с Федеральным законом «Об обеспечении единства измерений» является сферой обязательного государственного метрологического контроля и надзора.

Письменно ответьте на один из вопросов по выбору:

1. Перечислите объекты мониторинга, в местах расположения отходов, и основные задачи мониторинга? 

2. Проанализируйте и приведите список необходимых нормативных документов при проведении мониторинга объектов мест расположения отходов? 

3. Какие материалы представляются на государственную экологическую экспертизу по опасным отходам? 

4. Изучите и представьте алгоритм мониторинга подземных вод в местах расположения отходов? 

5. Изучите и представьте алгоритм мониторинга загрязненных почв в местах расположения отходов? 

6. Что входит в планы наблюдений за качеством подземных вод в местах расположения отходов? 

7. Что входит в планы наблюдений за качеством загрязненных почв в местах расположения отходов?

Contact site support
You are currently using guest access (Log in)
Powered by Moodle